Страна: Азербайджан
Кандидат химических наук. Член Союза Писателей Азербайджана. Член Российского Союза писателей, Член Интернационального Союза Писателей, Индивидуальный Член Евразийской Творческой Гильдии (Лондон), Член Союза Писателей Северной Америки. Обладательница Золотого пера СМИ Азербайджана, обладательница “Золотого пера Руси”. Лауреат Московской и Пугкинской премии по публицистике, Финалист Лондонской Премии 2019, Финалист Международной Премии Мира 2020. Обаладель ряда педалей. орденов, дипломов Благодарственного письма Гос. Думы РФ, В журнале “OСA PEOPLE” 2020 стр. 42 напечатано интервью со мной.
Country: Azerbaijan
Отрывок из прозы “Бакинские дворы”
«Вспоминаю дом
Вспоминаю сад
И Бакинский двор много лет назад!»
(Из песни)
На днях услышала одну из тех ностальгических песен, написанных с особой нежностью, чувством любви и боли от потери самого заветного места земли, где было столько трепета и любви по прошедшим незабываемым столько лет уголкам, местам, ставшим навеки дорогим и наверное неповторимыми на в чём для авторов и обыкновенных людей, которые жили, любили и восторгались этим городом. Многие даже и подумать не могли, что может настать день, когда им придётся по разным объективным причинам покинуть город детства, город любви. Вначале может быть каждый надеялся, что сможет через некоторое время вернуться в свой любимый город, но прошло годы и появились ностальгические песни : «Так неужели не смогу, увидеть свой Родной Баку».
«Не пройдет тоска по тебе, не пройдет и боль,
И все же я жду встречи с тобой, и в этой жизни это моя роль.
Другой любви мне не надо, ты мой Баку, тебя мне по жизни не хватает,
Ты на восходе солнца, ты моё солнце Баку, тебя мне по жизни не хватает».
В очередной песне, слова которой я включила в эпиграф, очередной автор с особой любовью вспоминает Бакинские дворы и тот, что жил в то время, в таких дорогих сердцу дворах, никогда их не сможет забыть. Эти дворы объединяли, живущих в них людей разных национальностей в одну общую семью в прямом смысле этого слова, где все знали всё друг о друге, помогали, если этого требовала ситуация.
У меня есть рана на душе
А боль не только лишь во мне
Как обидно много лет спустя
Покидать любимые края
Мы Родиной зовём лишь те края
Где мама нас однажды родила
Где мы росли и в первый класс пошла
Где жили мирно, жили без войны
Ну почему я не могу увидеть Родину свою
Там ждут меня друзья
Мы жили как одна семья
Ну почему не могу увидеть свой родной Баку
Ты Вечный в памяти моей, Я так Тебя люблю!
*****
Порою на душе так одиноко
И вроде всё путём, со мной моя семья.
Баку родной теперь от нас далёко
По городу родному , так тоска моя!
Соседями мы жили все как братья.
Причины не было для ссоры никогда.
Бакинцы – как одна семья!
****
Прощай Баку! С тобой нас разлучили
Твоих красот мне больше не видать
На сердце рана от разлуки
И эту боль мне не унять!
****
Это были дворы города,, где как поёт А.Варум
Ах, как хочется вернуться….
На нашу улицу в три дома
Где все просто и знакомо на денек
Где без спроса входят в гости
Где нет зависти и злости — милый дом
Где рождение справляют
И навеки провожают всем двором.
Здесь каждому находилось место в дневной суете и вечерней благодати, когда можно было посидеть расслабившись просто так, или за игрой в нарды, за чашкой душистого, крепко заваренного чая за сколоченными из досок столами, которые всегда стояли во дворе. А если это был ещё самоварный чай, который стоял на столе на медном подносе, распространяя запах дыма, золы, а на нём на специальной подставке, приложенной к самовару ставили заварной чайник. Такому чаю не было подобия. Чай пили исключительно в стаканчиках « армуду» .
Армуды стаканы всегда были оригинальной азербайджанской посудой, предназначенной для питья чая. Армуду или иначе “Богмалы”. Оба названия связаны с формой этих стаканов и ассоциациями, которые они вызывают в сознании народа. Без них трудно себе представить чаепитие азербайджанцев.
Середина — это самая тонкая часть стакана, отсюда и название “Богмалы”, что в переводе означает стесненный. Другое название стакана — “Армуду”, как уже было отмечено, также связано с его формой. “Армуду” в переводе означает грушевидный т. к. по форме они на самом деле напоминают грушу.
Стаканы армуду, которые могут быть стеклянными, фарфоровыми, фаянсовыми, серебряными и т. д. и самовар составляют прекрасный чайный сервиз, являющийся достоянием каждой азербайджанской семьи.
Надо отметить, что кроме эстетических преимуществ, стаканы Армуду имеют и теплофизические. Они заключаются в том, что их тонкая часть стакана не пропускает, поднимающийся со дна поток теплой части жидкости, потому она дольше охлаждается. Это очень удобно для того, кто пьет чай. Так как в продолжении чаепития чай в стаканах армуду охлаждается не сразу. К тому же, небольшая емкость этих стаканов (100 грамм) требует не очень много времени, чтобы допить все их содержимое. При этом не теряются вкусовые качества чая — он выпивается свежим. Специфичным является то, что стаканы доверху не наполняются: на 1-2 см сверху оставляется место, которое часто бывает выделено ободком. Это расстояние в народе называют “додаг йери”, что буквально переводится как место для губ.
Все это доказывает, что чаепитие для азербайджанцев — это культурно-эстетическое достояние, имеющее свои правила и приемы, рассчитанные на то, чтобы оно стало приятным и интересным.
Хотелось бы отметить, что родина самого древнего самовара, которому более 4 тысяч лет, точно неизвестна. Следует особо отметить, что несмотря на прошествии долгого времени и появления самых разнообразных форм, которые претерпели нагревательные приборы и чайники и даже появление электрических самоваров, всё равно любители настоящего и вкусного чая отдают предпочтение старинному самовару, где подогрев воды осуществляется с помощью дров. А несмотря на разнообразные формы самовара и материала, из которых они изготовлены – предпочтение даётся, конечно, медным самоварам. Во время празднеств и поминок,. а также в чайханах можно встретить самовары больших размеров.
А сейчас вернёмся к главной теме повествования.
Дневная суета была особенно важной для домохозяек, когда раздавался глухой звук колокола, оповещавшего жителей двора, что приехала машина с цистерной керосина. Каждая хозяйка брала специально приготовленную ёмкость. Это были, в основном, изготовленные в жестяных мастерских ёмкости с сужающим горлом и припаянной сбоку вогнутой ручкой, или в лучшем случае канистры для керосина. Выстраивалась очередь, и довольные домохозяйки возвращались в квартиры с наполненными, пахнущими слегка керосином емкостями, где дома на кухне их поджидали керосинки, примусы, на которых готовили обед. Если требовалось, их заполняли через железную воронку керосином. Заодно , наполняли и керосиновую лампу на случай, если отключат свет. Особой заботой было поддерживать фитили в рабочем состоянии. Время от времени, горящая часть их обугливалась и начинала коптеть. Острыми ножницами срезали почерневшую часть, а остальная постоянно касалась керосина. Когда они становились короткими, их заменяли на новые.
Мало, кто из Вас сейчас помнит фильм «Малыш» с участием Чарли Чаплина. Там есть сценка. Герой фильма (Чарли Чаплин) надевает ремни, по принципу рюкзака, этакое сооружение из досок, между которыми торчат определённого размера оконные стекла. Малыш, которого он воспитывает, забегает вперёд и запускает камнем к окно, которое, разумеется, разлетается вдребезги. Разъяренный хозяин выбегает, чтобы задать трёпку ребёнку, тут же натыкается на Чарли Чаплина со стёклами за спиной и заказ готов.
Примерно такая же картина наблюдалась в те годы и у нас в бакинских дворах. Правда специально никто не ломал стёкла, но мальчишки играя футбол, попадали в окна и конечно сразу разбегались. Найти виновника не удавалось. Но окно было разбитым до тех пор, пока во дворе не появлялся человек со стёклами за спиной. Вот такой эпизод часто можно было увидеть.
Неизменно по утрам, во двор заходили продавцы молока и молочных продуктов сливок, мацони; а в течение дня продавцы зелени, плотники продавали изготовленные швабры,
скалки для раскатывания теста разных форм и размеров.
Но когда приходил продавец мороженного со своей коляской, в которой стояли длинные алюминиевые ёмкости с крышками, а вся коляска была заполнена смесью льда с солью, чтобы снизить температуру таяния мороженного. Причём надо отметить, что измельчали цельный кусок льда размером почти в железнодорожную шпалу. Вся детвора толпилась около коляски, а продавец накладывал мороженное в бумажные стаканчики. Позже, когда научились изготавливать сухой лёд стали пользоваться им и тогда уже из-под коляски не лилась струйками вода, так как лёд все же таял несмотря на примесь соли. Когда мальчишки брали в руки сухой лёд, чувствовалось жжение а на когда лёд испарялся оставалось на коже оставалось белое пятно. Кусочки люда бросали в воду и он быстро испарялся с выделением белого дыма.
Всем известно, что какую ценность имеют Азербайджанские ручные ковры, сотканные в разных регионах страны и каждый имеет свою индивидуальность и красоту. Их нельзя спутать благодаря особым рисункам, манере и технике ковроткачества. А ещё сколько себя помню, то всегда по дворам ходили люди, которые знали все эти тонкости и ньюансы и если они видели ковры, которые мылись и сушились во дворах, или были перекинуты через перила на балконе, для выбивания пыли специальным устройством, напоминающими ракетки для игры в теннис, то обязательно появлялись у хозяев и предлагали немалые деньги за них. Иногда вид ковра оставлял желать лучшего. Да и потёрты они были и изрядно изношены. Но от этого цена их не уменьшалась.
Немного истории.
Многовековая история азербайджанского ковра отмечена славными традициями, позволяющими причислить это уникальное искусство к почетному ряду национальных достояний страны. «Азербайджан невозможно представить без ковра, а ковер — без Азербайджана», — эти слова Президента Азербайджана Ильхама Алиева отражают истинное значение древнего искусства ковроткачества в жизни нашего народа, подчеркивают уникальность бесценного художественного явления, занесенного в 2010 году в Репрезентативный список нематериального наследия UNESCO. Это историческое событие явилось очередным убедительным доказательством неопровержимого факта мирового признания искусства ковроделия Азербайджана.
В продолжение сказанного отметим и факт присутствия в знаменитых европейских музеях древних образцов азербайджанских ковров. «В лондонском Музее Виктории и Альберта хранится знаменитый халы «Шейх Сафи» (ХVI в.), а в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке — большой халы с изображением животных, относящийся к тому же периоду. Мы с гордостью можем говорить, что азербайджанские ковры нашли отражение в живописных работах художников эпохи Возрождения (это уже доказанный факт): «Мария с младенцем» нидерландского художника Ганса Мемлинга, «Послы» немецкого художника Г.Гольбейна, «Возвещение» венецианского живописца Карло Кривели. Все эти работы относятся к ХV-ХVI векам.
Виды ковров.
По технике изготовления азербайджанские ковры делятся на ворсистые и безворсные. Безворсные ковры связаны с ранним периодом развития ткацкого искусства. В целом, ковровое искусство в Азербайджане началось с создания безворсных ковров, лучшими образцами которых были «килимы». Безворсные ковры по стилю тканья, композиционной структуре, богатству орнамента и цветовой гамме делятся на 8 различных видов:
— палас, джеджим, лады, килим, шедде, варни, зили, сумах.
Ворсовые ковры, напротив, имеют более сложную технику вязания. Они создаются с помощью узловязания, способом «тюркбаф». Этот способ открывает широкое поле деятельности для узоров, сочетания цветов, сюжетов. Именно ворсовые ковры, вобравшие в себя всю красоту окружающего мира, мастерство и вдохновение мастера, ткутся и сегодня. Друг от друга они отличаются размерами: малые — халча, гяба, намазлыг, тахт-усту, дошанак и крупные — даст халы, гяба. Каждый из них имеет определенное назначение.
Ковродельческие школы.
По географической позиции, особенностям узоров, композиции, цветовому решению и техническим особенностям азербайджанские ковры условно делятся на 7 школ:
— Кубинская, Бакинская (Апшеронская), Ширванская, Гянджинская,
Газахская, Карабахская, Тебризская.
Можно было об этом написать больше. Но это для того, чтобы читатель имел маломальское представление. (Авторство принадлежит компании central Asiya Nravel)
А ещё помню, что у многих в домах были пиалы работы фабрики Кузнецова с разным орнаментом. Иногда орнамент украшали золотые рисунки, ободки. От этого они более ценились. Так вот на них тоже была большой спрос. Вообще кузнецовская посуда была в ходу, тогда меня этот вопрос не интересовал. Хотя у бабушки было два столовых сервиза кузнецовской работы, а у папиной сестры много пиал голубого и сиреневого (скорее розового цвета) с орнаментом. И к ни же полагались тарелки с таким же орнаментом. В них подавалось неизменные национальные блюда «пити» и «кюфтя-бозбаш». Чтобы объяснить появление столько пиал с маркой Кузнецовской фабрики в городах и районах Азербайджана, посмотрим предысторию.
«Кузнецовский фарфор» — российская марка со 100% мировым узнаванием. В Великобритании цены на чайные пары завода на аукционах доходили до 50000 фунтов. Чопорные англичане, верные своим чайным традициям, не представляющие ни дня без легендарного “файф о клок”, оценили безупречную работу и изысканный декор изделий фабрики Кузнецова. В Китае кузнецовский фарфор продавали — внимание! — как изделия древних китайских мастеров, и даже сами китайцы не видели разницы между хрупкими и изящными произведениями искусства своих «хрупких художников» и кузнецовскими изделиями. Говорят даже, что кузнецовский фарфор ценился выше — за непревзойденное качество. Фарфор фабрики Кузнецовых вытеснил из Турции и Персии западноевропейские марки, отправляя на Восток посуду, оформленную в восточном стиле (реверанс менталитету покупателей), экспортируя блюда для плова, пиалы, кальяны.
Так вот пиалы Кузнецовской работы тоже ценились и также как ковры. Специальное люди ходили во дворам и предлагали продать их по хорошей цене.
А эту картину можно было наблюдать почти до наших дней.
По дворам ходили точильщики ножей, ножниц и ножей для мясорубок. Они были всегда востребованы. Их точильное хозяйство напоминало ножные швейные машинки, в верхней части, вместо машинки были нанизаны разного размера и толщины точильные диски, которые приводились во вращение нажиманием ноги на педаль. Иногда выстраивалась целая очередь домохозяек, но затем ножи и другие атрибуты после обработки на точильных камнях были очень острые.
Обувь отдавали на починку в специальные маленькие будки, в которой сидел мастер. Под рукой у него находились разного цвета и размера куски кожи. Чуть толще – для подошвы, всех цветов шнурки, стельки и различного размера гвозди. На металлическую болванку в виде подошвы надевался башмак, принесённый для починки, и начиналось своеобразное таинство над ним.
А у многих возникнет логичный вопрос, а как жители знойного города обходились без воды гуляя по бульвару и паркам, просто находясь на городских улицах?
Тогда не было в таком количестве разливной воды разных марок и степени газировки, а потому особенно летом пользовались услугами продавщиц газированной воды. Это была своеобразная коляска с ручкой и колёсами. Чтобы можно было её передвигать по многолюдным улочкам. На длинных стеклянных сосудах с краником на конце заливали сироп. Рядом стоял баллон с газом, подсоединенный к кранику, из которого текла вода, которая благодаря газу газировалась, и содержимое стакана с сиропом вспенивалось, а вода охлаждалась с помощью кусков льда, помещённых в нижней части коляски. Следует отметить, что пользовались успехом те стойки для воды, где было больше склянок с разноцветным сиропом. Стаканы ставились по круглую подставку, которую приводили в движение рычажком. Получалась имитация маленького фонтанчика, над которым крутили стакан и считалось, что он отмылся. Но когда жара, все пользовались такими устройствами. Многие , наверное помнят фильм , снятый по по оперетте Рауфа Гаджиева «Ромео – мой сосед! Там показывают будку с газированной водой. А зазывала продавец поёт «müçtəri gəl, müşnəri ( Эй. Покупатель подходи). Я уже отмечал, что в начальные годы для охлаждения мороженного пользовались большими глыбами . напоминавшие шпалы кусками льда, который разбивали на кусочки. Чтобы мороженное не плавилось, подсыпали соль. Тогда лёд дольше оставался в крупинках, мало таял. Так вод тот же лёд использовался и для охлаждения воды. Позже появился, так называемый сухой лёд. От кусков испарялась углекислота, вода уже не образовывалась и не вытекала.
Будни двора.
Середина дворов была испещрена натянутыми верёвками, где после полоскания в оцинкованных больших тазах под краном, установленном в центре двора, и выжимки вручную, бельё развешивали на веревках, а чтобы провисшие под тяжестью белья верёвки не касались асфальтового покрытия двора, и чтобы можно было прогнувшись пройти под ними, верёвки подпирали специальными деревянными подпорками. На конце их был прибит большой гвоздь, чтобы верёвка не соскальзывала .
Иногда из раскрытых окон доносились звуки аккордеона и одна жительница двора задушевным голосом пела русские народные песни. Но были и те, кто ходили в музыкальную школу по классу фортепьяно и скрипки. У них в руках можно было увидеть специальную картонную, черную папку с ручками, на которой была вытеснена лира. Так что слышались и звуки фортепьяно, по особому звучала скрипка.
Небольшое дополнение по теме. Я ходила в музыкальную школу №6 и у меня была такая же папка. Ездили мы с мамой на троллейбусе. Я клала папку на сидение и садилась. Не буду вас утомлять. Просто однажды, я встала с сидения и не взяла свою чёрную с веревочными ручками папку. Дома мы её отсутствие хватились не сразу. Я переоделась. Мама покормила меня и я подошла к стулу, на котором неизменно и всегда находилась папку, но в этот раз её не было. Я расстроилась и пошла рассказать об этом маме. Мама была строгая. Но нас не ругала. Она молча оделась и поехала в троллейбусный парк. Через некоторое время в дверь постучалась соседка и в руках у неё я увидела свою папку. Оказывается она после нас села в троллейбус увидела папку и открыв её увидела мои данные. Но нам она принесла её много позже. Когда мама вернулась расстроенная, что никому из водителей не была передана папка, я её обрадовала, что папка нашлась и все ноты на месте. Потом мы переехали и я уже повзрослевшая, сама ездила на трамвае до ЦУМа, рядом с которым располагалась музыкальная школа. Немного о маршруте, так как сейчас этих трамвайных линий и некоторых объектов по ходу трамвая нет и в помине. Во-первых многим трудно представить, что по проспекту Азадлыг (бывшее название Проспект Ленина) было двухстороннее движение трамваев и легковых машин. Сейчас проспект расширили, двухсторонних трамвайных линий нет и в помине, только одностороннее движение машин и всё равно добираться из-за пробок нелегко. Короче трамвай шёл по проспекту Азадлыг и поворачивался около сабунчинского вокзала на улицу Басина, проезжал мимо зелёного базара, на месте которого сейчас проектные институты, а слева, ближе к консерватории располагалась табачная фабрика, сладковатый аромат от которой распространялся на определённое расстояние. Рядом была булочная, где только там пекли круглые булочки в разрез, которой клали взбитый вкусный крем. А булочка была густо посыпана сахарной пудрой. Трамвай доезжал до ЦУМа, где располагалась музыкальная школа №6.
Однако, вернёмся к основной теме повествования.
В полуподвальном помещении жил молодой русский парень, у него была аппаратура и колонки, которые он выносил вечером из окна, и во дворе раздавалась громкая музыка. Все уже знали, что начинаются танцы. Молодёжь разбивалась на пары и танцевала. Приходила молодежь и с других дворов. Подростки и малышня глазели на них. А взрослые сидели за неизменным чаепитием и наблюдали.
Дети тоже не теряли время. По вечерам натягивали на стену импровизированный из простыни экран. Все садились рядами на скамейках, а у кого был фильмоскоп выносил во двор и крутили кадр за кадром мульфильм или детский фильм, где под каждым кадром были титры и поручали кому-то читать их вслух.
Когда появились в 1956-х годах первые телевизоры «Луч» с экраном размером в небольшой блокнот, который во дворе был только у нас, или другой модификации, с выдвигающей на определённое расстояние круглой, полувогнутой линзой перед ещё меньшим по размеру экраном. В линзу наливали холодную кипячёную воду, от чего изображение становилось чуть больше. Это все сейчас кажется таким примитивным, но тогда они казались фантастическими коробками, где можно было видеть и слышать, происходящее на экране. По вечерам охотники и, любопытные до телевизоров, набивались в комнату, где стоял телевизор и с благоговейным восторгом смотрели на маленький экран. Тогда в Баку была только одна программа, потому смотрели всё подряд, что транслировали по ней. Тогда программы кончались не так поздно и когда выключали телевизор, то диву давались, как столько людей могли поместиться в комнате. Такое было огромное желание посмотреть хоть издалека на чудо!
Днём, да и вечером мальчишки гоняли самодельные самокаты, которые изготавливались с самым сосредоточенным видом здесь же во дворе, деловито и придирчиво рассматривали каждый подшипник, так как они служили колёсами, и от них тоже зависела скорость самоката. Часто мальчишки устраивали гонки на самокатах!
А летом – была привольная пора. Бакинская жара. И здесь мальчишки нашли выход. Во-первых, бегали на бульвар, там на сваях была построена и находилась городская купальня. Это была эстакада, высланная деревянными досками, состоящая из кабин в котором был установлен кран с душем. Все доска и кабины были выкрашены в красный цвет. Это громко сказано, душ скорее напоминал кончик лейки с отверстиями. Так была жарко, что и температура воды вблизи берега была достаточно тёплой и подавалась морская вода, отчего, когда подсыхали волосы они становились жесткими и непослушными, но ничего не могло остановить мальчишек. Надо отметить. Что туда ходили и взрослые.
Но интересней было обливаться самодельными поливальными устройствами, которые все мальчишки изготавливали из зелёного цвета пол литровых бутылок, в которых ближе ко дну острой патефонной иглой и молотком пробивали отверстие и вода била тонкой струёй, а чтобы увеличить напор и длину доставания до объекта (другой мальчишка) изо всех сил дули с горлышко. Воду набирали тут же из под крана. Таким образом, очередь к крану не рассасывалась, подходили другие с опорожненными бутылками.
Девочки же степенно сидели и вышивали крестиком по натянутой на пяльцы канве нанесённый рисунок, или шили по нанесённой с помощью копировальной бумаги картинку. У всех были сумочки, или коробки с цветными нитками, как их тогда называли «мулине», ножнички и прочее, что нужно было под рукой для рукоделия.
Любимыми играми девочек были конечно же – игры с прыгалкой, и через веревку, которую держали две подружки, а остальные должны были ловить момент когда верёвка коснётся земли, что бы прыгнуть. Позже верёвки заменили резинкой и там были уже свои правила и «па».
Некоторые играли в камешки. Должно было пять камешков. Ими производили какие-то таинства, бросали вверх один, а в это время надо было захватить этой же рукой оставшиеся. Второе па – поймать камень, остальные положить на землю. Это было так отработано, что мало кто ошибался и выходил из игры, уступая место следующей.
А мальчишки играли в казаков разбойников, залезая на крыши соседних домов. Пот катился градом. Но они серьёзно отлавливали разбойников.
Насколько я помню , эта игра напоминала ту же , что мальчишки называли войнушкой . Участвовали две группы игроков , которые определяют свои границы , за которые и сражались эти ребята . Задача разбойников состояла во внезапном нападении на казаков , а те , в свою очередь, должны были охранять свои позиции. Побеждали те , кто больше смог взять в плен противника и завоевать его территорию.
Все закладывается с детства. Магазины игрушек во все времена заполнены разного рода оружия, вплоть до мечей, щитов. Сейчас подключились герои звёздных войн, лазерные мечи, на экране, не прекращающие хотя бы на один месяц кинофильмы про войну, а потом удивляемся, почему в той или иной части земли идут войны. О тлетворном влиянии компьютерных игр, где летят брызги крови и поднимается азарт убить ненавистных героев игры, я здесь не буду распространяться. Всё закладываем сами и программируем, и поднимаем азарт для будущих бойцов.
А ещё мастерили рогатки. Это был трезубец из дерева, между которыми была натянута резинка. Средняя часть была дополнительно утолщена куском кожи, или резинки более широкого размера, чем края. Туда клали маленький камешек, или в зависимости от воображения мальчишки предмет и стреляли. У каждого уважающего себя мальчишки должна была быть рогатка.
(Пока оценок нет)