Нина Джос

Страна: Молдова

Член Союза русских писателей Молдовы имени А. С. Пушкина. Автор восьми книг. Художник по куклам, член Союза народных мастеров Молдовы. Автор более 700 произведений в стихах и прозе.

Country: Moldova

Member of the Union of Russian Writers of Moldova named after A. S. Pushkin. Author of eight books. Doll artist, member of the Union of Folk Masters of Moldova. Author of more than 700 works in poetry and prose.

Отрывок из сказки “Три наследника престола”

 

В далёкие-предалёкие времена, в некотором царстве, в тридевятом государстве правил один царь. Долгое время у них с женой не было наследника, а потом Бог смилостивился, и родила царица сразу тройню мальчиков-близнецов. Счастью супругов не было предела, и назвали они новорожденных Кузьма, Демьян, да Иван.

Малыши были так похожи между собой, что не только няньки, да кормилицы, даже сама родная матушка не могла их различить. И тогда царь позвал придворного ювелира, да приказал сделать малышам на шеи медальоны из чистого золота с драгоценными камнями разного цвета, да отчеканить на них имена царевичей, чтобы наследников могли различать. Кузьме достался медальон с красным рубином. Демьяну с синим сапфиром. А Ивану — с зелёным камешком-изумрудом. С той поры царевичей уже никто не путал, и росли они на радость родителям, да добрым людям на загляденье.

Когда мальчикам исполнилось по семь лет, отец пригласил ко двору учёных, мудрецов и славных воинов, дабы они обучили царевичей всяким наукам и боевым искусствам. Вот тут-то по-настоящему и заметили, чем отличаются мальчики между собой. На лицо-то они были похожи, а вот души у всех разные.

Кузьма увлёкся военными искусствами: он лихо скакал на коне, метко стрелял из лука, быстро овладел холодным оружием, любил драться и побеждать. Всё бы хорошо, да вот беда — рука у парня была крепкая, а сердце холодное и жестокое. Даже родные братья побаивались Кузьму, поскольку чувствовали, что никому не будет пощады, коли станет он царем.

Демьян проникся интересом к математике и часами высчитывал, да пересчитывал цифры. Особенно понравилось царевичу считать деньги и сокровища, которые хранились в царском дворце. Всё больше проявлялись в нём любовь к деньгам и дорогим вещам. Жадность Демьяна не имела предела. Всего ему казалось мало.

Третий сын, Иванушка, был не от мира сего. Часами он мог гулять по лесу, рассматривая цветы и травы, слушать пение птиц, да жужжание пчёл. Науки давались Ивану легко, только больше привлекали царевича музыка, пение, да чтение книг. Всё ему было интересно: как дома строятся, кто в дальних странах живёт, да как мир наш устроен. Иван рос добрым, заводил друзей среди боярских сыновей и простолюдинов и вскоре браться начали считать его дурачком.

Годы шли своим чередом. Царевичи росли, а их родители старились. Пришло время объявить наследника престола — того, кто сменит на троне старого царя.

Созвал государь министров своих и слово держал:

— Сыновей у меня трое. Подскажите, кого наследником назначить, кто лучше страной и народом править сможет?

И отвечали ему министры:

— Устрой между царевичами соревнование. Пусть отправятся странствовать по свету. Кто за три года больших успехов добьётся, тому и быть царём.

Решил отец, что это будет по справедливости. Позвал он к себе сыновей. Приказал им отправляться в путь дорогу, а через три года вернуться во дворец и отчитаться о своих успехах. Дал каждому сыну по коню, да по десять золотых монет.

Попрощались царевичи с отцом-батюшкой, поклонились в пояс царице-матушке и отправились в путь-дорогу. Ехали, долго ли, коротко, и увидали большой камень, а от него дорога в три разные стороны расходится. На камне буквы нацарапаны, а надпись гласила: «Направо поедешь — богатым будешь, налево поедешь — славу обретёшь, прямо поедешь — любовь повстречаешь».

— Пришло нам время расстаться, — сказал Демьян, — я выбираю путь к богатству, поскольку считаю, что деньги, да золото — всему голова.

— Будь по-твоему, — отвечал Кузьма, — для меня слава в бою и умение расширить свои владения важнее всего. Что толку в богатстве, если защитить его не умеешь? Тебя живо ограбят или и вовсе убьют! Да и военные походы — самое прибыльное дело для государства.

— Я пойду прямо, буду искать свою любовь, — ответил Иванушка братьям. Те посмеялись над Иваном, да и отправились всяк своей дорогой.

Демьян скакал на коне до самого вечера и добрался до широкой реки. Остановился ночевать на постоялом дворе, и там за ужином познакомился с богатым купцом. Тот поутру отправлялся по торговым делам в плаванье на корабле, и предложил Демьяну поехать с ним в качестве помощника и компаньона. Демьян согласился и, продав коня, накупил разных товаров на все свои деньги, чтобы с выгодой продать в соседнем государстве. Дела пошли у него хорошо и через три года царевич сколотил приличное состояние.

Кузьму дорога привела к стенам большого города. Он переночевал в таверне, а наутро узнал, что правитель того города собирает войско для похода на войну. Кузьма явился к правителю и попросил взять его в свою дружину. В бою царевич проявил себя храбрым воином и даже захватил в плен вражеского полководца. Назад войско вернулось с богатой добычей. За три года Кузьма участвовал во многих сражениях и всегда одерживал победу. Царевича славили, как доблестного воина, правитель сделал его военачальником и подарил замок в окрестностях города с землями и крестьянами.

Иван отправился в путь по дороге, обещавшей любовь. Скакал Иван царевич на коне через поля, через деревни и добрался до густого леса. На небе уже алел закат. Пора было подумать о ночлеге, а вокруг ни жилья, ни людей, одни сосны вековые да зверьё лесное. Привязал Иван коня к дереву и сел перекусить на пенёк. Достал из сумки пирожки, да фляжку с вином и так увлекся ужином, что не заметил, как подкрались к нему лесные разбойники и, накинув сеть, принялись бить, да грабить.

— Отпустите меня, братцы, — взмолился Иванушка, — не губите мою душу, глядишь, и пригожусь я вам. А деньги по-доброму отдам — у моего отца этого добра завались во дворце!

— Ишь, как заговорил, — прошипел один из разбойников, — братцами нас называет! Другие кровопийцами, да душегубами зовут. Ясное дело — жить захочешь, ещё не так запоёшь!

— Глядите-ка, — сказал второй бандит, и аж присвистнул, — у него медальон на груди с царским гербом и изумрудом! Ты кто таков будешь?

— Я — Иван царевич, царя батюшки сын родной.

— Вяжите его и ведите к атаману! — приказал старший из разбойников. Ивану скрутили руки верёвкой за спину и завязали глаза платком, чтобы не запомнил дорогу. Отвязав коня, повели обоих к вожаку шайки. Когда развязали глаза, Иван увидал вход в пещеру. Рядом с ним горел костёр и жарился кабанчик на вертеле. Пахло дымом и жареным мясом. Вокруг костра сидели лихие люди во главе с атаманом — здоровенным бородатым мужиком.

— Гляди, кого мы привели на твой суд, — сказали разбойники главарю, — сказывает, что он царский сын.

Сидевшие у костра бандиты весело заржали и засвистели.

— А вы не смейтесь, у него медальон с гербом имеется. Покажи им, Иван!

Царевич достал с шеи медальон и показал атаману.

— Похоже, что он не врёт, — отвечал главарь. — Слыхал я, что у нашего царя аж три наследничка. Один царевич уж больно лютый на расправу. Второй жадина, каких свет не видывал. А третий — блаженный дурачок. Ты кто из них будешь? Чего в одиночку шастаешь в нашем лесу?

— Я царевич Иван. Отправил нас батюшка путешествовать, да ума набираться. Кто более других преуспеет, тому и трон достанется. А ищу я в пути свою любовь и невесту.

— Видать, точно дурак! — заключил атаман. — Запомни, что никакой любви на свете нет! Человек человеку — волк! Чем доказать сможешь, что ты — Иван-царевич?

— Хотите, я вам на гуслях или балалайке сыграю, да песню спою? А любовь — она точно есть! Ведь и у вас матери были, которые любили вас, несмотря ни на что.

Разбойники задумались и помрачнели.

— Принесите ему гусли из пещеры, — приказал атаман.

Один из бандитов принес инструмент. Иванушка взял гусли и, погладив струны, заиграл прекрасную мелодию, да затянул песню:

 

Ой, ты родимая моя матушка,

Да ты в родной осталась сторонушке.

Без тебя твой сын — сиротинушка,

Ой, да суждено ли нам ещё встретиться…

 

Разбойники так заслушались, что на глазах некоторых аж слёзы выступили! Бандиты вспоминали своё детство и материнские песни над колыбелью. Своим искусством Иван пробудил светлые чувства в их огрубевших от злодеяний душах.

— Я вот о чём думаю, — изрёк атаман, когда песня закончилась. — Надо жизнь ему сохранить. Только слово с него возьмём, что как станет царём, чтобы смертную казнь для разбойников отменил. Ежели Кузьма трон унаследует — не сносить нам голов. Рано или поздно поймают, тогда или башку отрубят, или на кол посадят. Ежели Демьян царем будет, налоги повысит и так народ обдерёт, что нам и вовсе грабить нечего станет. А работать мы не любим. Стало быть, и он нам не подходит. А вот дурака на царство — это по-нашему! Пусть себе песни поёт, да пирует с бабами во дворце! А время придёт — мы ему доброту свою и припомним! — на том и порешили. Накормили Ивана мясом, напоили вином и уложили спать, привязав, на всякий случай, верёвкою к дереву.

Поутру Ивану завязали глаза и отвели на лесную поляну. После раскрутили, чтобы забыл, откуда привели и уж только потом сняли повязку с глаз. Сам атаман его проводил и напутствовал:

— Ты, Иван, зла на нас не держи. Как станешь царём, народ шибко не обижай. Медальон тебе оставляем, а деньги и коня заберём — такое уж наше воровское ремесло!

После этих слов злодеи растворились в лесу. Иван остался совсем один, без коня и оружия.

Побрёл царевич, куда глаза глядят…

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка…