Страна : Казахстан
Окончил физический факультет Казахского Госуниверситета в Алматы.
В советское время занимался наукой, стал кандидатом физ-мат наук.
Однако специализация в оптике плазмы и мощным лазерам оказалась не востребована в независимом Казахстане, поэтому пришлось переквалифицироваться в инженера-теплотехника, а в последние годы – в публициста и драматурга.
В настоящее время – свободный писатель-публицист.
В 2018 году стал лауреатом литературного конкурса Евразийской творческой гильдии в категории «Поэзия».
Country : Kazakhstan
I graduated from the Physics Department of the Kazakh State University in Almaty.
In Soviet times, I was engaged in science, became a candidate of physical and mathematical sciences.
However, specialization in plasma optics and high-power lasers was not in demand in independent Kazakhstan, so I had to re-qualify as a heating engineer, and in a publicist and playwright.
I am currently a retiree freelance writer and publicist.
In 2018, I became a laureate of the literary competition of the Eurasian Creative Guild in the category “Poetry”.
Кому бессмертье, а кому забвенье
Это всё придумал Черчилль
Поражение Франции в 1940-м году оставило Великобританию один на один с Гитлером, и англичане со страхом ожидали высадки немецких войск. Когда же 22 июня 1941 года полчища «кровожадных гуннов», как называл немцев сэр Уинстон Черчилль, повернули на восток жители Альбиона вздохнули с облегчением. Но английский премьер понимал, что вторжение в СССР в случае удачи немецких планов окажется прелюдией к вторжению на Британские острова. Хотя Черчилль и был ярым противником большевизма, уже вечером 22 июня в выступлении по радио он заявил, что мы готовы обеспечить всякую возможную помощь России и русскому народу. Как известно, враг моего врага – мой друг. В то время Англия сама страдала от нехватки продовольствия и вооружений и получала помощь от американцев в виде поставок по ленд-лизу, но, тем не менее, пришла на выручку СССР.
Первый караван судов с грузом английских самолетов и каучука был отправлен из Англии 21 августа 1941 года. Но, как известно, маршрут арктических конвоев через Норвежское море в Архангельск и Мурманск хотя и был самым коротким и быстрым, но и самым опасным. В Атлантике полным ходом шла морская война. Летом там свирепствовали волчьи стаи немецких подводных лодок, а также линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц», а полярной зимой конвоям мешали штормы, льды и туманы. Черчилль быстро осознал, что для увеличения поставок по ленд-лизу нужен ещё один и более безопасный путь в СССР. Ведь грузы от «империи над которой никогда не заходит солнце» могли поставляться не только из метрополии, но из её колоний: Индии, Ирака, Сингапура, Австралии, Бирмы. Для таких поставок был очевидным путь от Британских военных баз в Персидском заливе до Каспийского моря через Иран. Но шах Ирана Реза Пехлеви – поклонник Гитлера не согласился бы на транзит военных грузов через свою территорию. И вот тогда с подачи Черчилля была разработана совместная советско-британская операция «Согласие» по одновременному вторжению в Иран британских войск с юга и советских — с севера.
Тем временем в конце июля 1941 года, после взятия Смоленска стремительное наступление немецких войск остановилось. Гитлер, испытывая эйфорию-головокружение от успехов, решил внести поправки в план «Барбаросса». Москва никуда не убежит, а сейчас для Германии важнее житница Украины. Всё руководство вермахта было против. Почти месяц шли споры об этом с генералами. Но фюрер, не слушая генералов, 21 августа отдал приказ повернуть с восточного направления почти назад — на на юго-запад. От Смоленска, от широко распахнутых ворот на Москву, до которой оставалось 350 км, немецкие танки повернули на Киев. Для Москвы это оказалось судьбоносным решением.
Пока вермахт корректировал планы, перестраивал войска и захватывал Украину, Сталин с Черчиллем провернули операцию «Согласие». В ночь на 25 августа советские войска, точно также как германские 22 июня, после неожиданных авиабомбардировок и артобстрелов, силами трех армий вторглись в Северный Иран, а англичане – в Южный. Конечно, в пропагандистское оправдание фактического акта агрессии был запущен миф об огромном числе немецких военных в Иране, о возможном союзе Ирана с Германией, о десанте немецких лётчиков на север Ирана для последующих бомбардировок бакинских нефтепромыслов…
Иранская армия после вторжения союзников, точно также как и Красная Армия в первые дни войны, беспорядочно отступала, а ее солдаты сдавались в плен, разбегались и дезертировали. Шах Реза Пехлеви, точно также как и Сталин, был поражен развалом армии, которую он с таким трудом создавал, и отыгрывался на своих генералах, правда до расстрелов не доходило. Точно также как и в СССР некоторые генералы были не прочь освободиться от шахской деспотии. Но, в отличие от СССР, после 4-5-ти дней боев Иран капитулировал. Советские и британские войска 31 августа встретились под Казвином, а 15 сентября союзники вошли в Тегеран. Вот это был настоящий трехнедельный блицкриг! Ученики превзошли своего гуру блицкригов.
Теперь функционированию «Персидского коридора» через Иран ничего не мешало. Ничего, кроме состояния железных и автомобильных дорог. Тем не менее, с сентября 1941 года по трансиранским железнодорожным и автомобильным маршрутам в СССР пошли первые грузы британского ленд-лиза. С 1942 года основная доля транзита грузов через Иран и контроль над «Персидским коридором» перешёл к американцам, но это другая история.
Лишь после совместного советско-британского военного парада 23 сентября в Тегеране большинство, участвовавших в операции «Согласие», советских подразделений были переброшены под Москву. В их числе 44-я дивизия прибыла в состав ударной группы 16-й армии лишь 13-14 ноября. И прямо с колес, с эшелонов, без разведки, без артподдержки — сразу в бой, точнее на убой.
Атака Легкой Бригады
Бессмысленной атаке «монгольской» кавалерии напрашивается аналогия из другой войны. Во время Крымской войны 1854 года в боях за Севастополь под Балаклавой, выполняя приказ, 600 гусар и улан английской Легкой Бригады атаковали русские редуты. Во главе с лордом Кардиганом на чистопородном английском скакуне, стройными шеренгами, блестя саблями и эполетами, кавалеристы помчались вперед. Атака выглядела великолепной, но оказалась бессмысленной. Русская артиллерия и пехота расстреляли красивые шеренги Легкой Бригады. От шквала русской картечи и ружейных пуль спаслись немногие… Но несмотря на бессмысленность и бесславный конец, в Англии об этом эпизоде войны хорошо известно. О нём написаны романы и снято два фильма, поэты А. Теннисон и Р. Киплинг сочинили поэмы, а сэр Уинстон Черчилль во время Ялтинской конференции 1945 года в Крыму попросил показать ему место гибели английских кавалеристов…
…Долину в две мили
Холмы окружили…
Уланы, гусары, вперёд!
Блеск сабель для сечи…
Под шквалом картечи
Отважные скачут шестьсот.
В долине безумья и ада
Грохочет, гремит канонада,
Свинцовая буря сечёт.
В шеренгах от Легкой Бригады
В атаке, красивей парада
В бессмертие мчатся шестьсот…
А. Теннисон 1870. (отрывок. Перевод автора)