Страна: Россия
Журналист, писатель, деятель театра и кино. Увлекаюсь литературой с 90-х годов. Издавался в различных периодических изданиях как России, так и за рубежом.Из-под моего пера вышли такие произведения как “Серебреник. Тайна Заурбека”, “Записки штрафника. Млечный путь”, «Берега», «Свобода или смерть». Литературные произведения вышли в свет на русском, чеченском и английском языках. В 1992-м году создал свой собственный театр “Исмайл” в городе Москва. Из-за военных событий в Чеченской Республике, вынужден был перебраться на Родину. В годы войны работал журналистом иностранного издательства. В данное время проживаю в Чеченской Республике и увлекаюсь прозой. Мои произведения созданы на реальных событиях, очевидцем которых порой бывал я сам. Моя цель – рассказать миру о непризнанной трагедии моего народа и о той горькой правде кровопролитных чеченских войн. В своей прозе я хочу показать все закулисье той грязной политической игры, которая на долгие годы стравила невинные народы.
Country: Russia
Отрывок из малой прозы “Яма”
…Это был конец марта, ближе к весеннему равноденствию, когда согласно чеченскому поверью зима и весна выходят на борьбу, поэтому в эти дни за день можно наблюдать как несколько времен года сменяют друг друга — то снег посыплет крупными хлопьями, то солнце по-летнему начнет припекать, то хлынет осенний дождь. Бушевала природа и в тот день, будто чувствовала что предстоит пережить Заре. А она даже и не догадывалась, что самой ей тоже предстоит отстаивать чью-то чужую весну.
Она приехала к назначенному месту вместе с двоюродным братом мужа. Ему не разрешили подъехать. Он остался стоять у дороги, а Зара села в военный УАЗ и поехала вместе с федералами. Они отъехали на достаточно большое расстояние. Зара издалека увидела огромную яму. Ей сказали спуститься и опознать своего, а потом федералы спустятся и достанут. Она даже не стала раздумывать. Женщина уже давно перестала бояться покойников, перестала бояться смерти и потихоньку разучилась любить жизнь, потому что единственный смысл ее жизни покоился в этой яме, наверняка заваленный такими же гниющими трупами.
Зара осторожно спустилась. Здесь стоял страшный смрад от гниющих трупов. Они были беспорядочно раскинуты по всей яме. Некоторые были полностью оголенные, некоторые видно было что истязали. Зара сразу узнала Ису. Труп был свежим. Видимо его долго держали в фильтрационном лагере и только недавно убили.
Маленькое родимое пятно на лбу и губы, застывшие в вечной улыбке. Она только хотела крикнуть федералам, что готова, как дрогнул мизинец на руке трупа, который лежал рядом с ее сыном. Зару будто облили кипятком.
— Ты жив? — прошептала она трясущимися губами.
Грязная ладонь парня, которую она сжала в своей руке была теплой. Зара поняла, что он жив. Видимо он отключился после побоев и федералы выкинули его сюда вместе с трупами. Времени на раздумий у Зары не было, но перед глазами пробегало все, что она пережила за этот год, чтобы склониться над трупом своего юного сына. В Борзое, наверное, уже на тезет ( с чеч. похороны) стекаются люди, и готовятся вырыть могилу рядом с могилой отца Исы. Перед глазами встал и его образ. Интересно как бы поступил он? Неважно, зато она поступит как мать, а это самое правильное решение. Бог уже один раз наградил ее этим поистине святым статусом, и теперь не важно чьей матерью быть — живому или мертвому… главное сохранить в себе это материнство. Зара поняла, что ее сына уже ничем не вернуть, и даже этот холмик на борзоевском кладбище, уже ничего для него не изменит. Эти холмы нужны живым как память, а мертвым они не помогут. Где-то, наверное, в Чечне не спится ночами матери того, на чьей руке только что зашевелился мизинец. И если Аллах оставил Заре такой выбор, она сделает так как велит ей материнское сердце.
Что есть материнство если не жертвенность? И кому как чеченской женщине не знать каким порой горьким бывает вкус этой жертвенности , какой высокой бывает цена материнства? Войны начинают государства, воюют мужчины, но как правило, первой на любой войне умирает женщина, потому как первая пуля поражает материнское сердце. Матери победителей и пораженных, правых и неправых плачут на этих войнах одинаково, потому что война забирает у них те жизни, которые они через несоизмеримо огромную боль и муки даровали такому несправедливому миру. В чеченской женщине на рефлекторном уровне сидит готовность к испытаниям, готовность к боли, да и в целом из-за многочисленных потрясений, переходящих из века в век у всего чеченского народа выработался стойкий иммунитет к любой боли, иначе как объяснить жизнестойкость и устойчивость к такого масштаба трагедиям?
Немецкий прозаик Бертольт Брехт сказал одну замечательную фразу: «Войны будут, пока хоть один человек сможет зарабатывать на них». Рассказ «Яма», который является отрывком из исторического романа «Серебреник» Исмаила Акаева на примере так жестоко сломанных двух людских судеб и раскрывает всю гнусную сущность войны.
Чеченские войны, которые словно раскаты грома прогремели одна за другой в мировую историю вошли под различными наименованиями — конституционный порядок, контртеррористическая операция и прочее, однако с каждым годом методы ведения и цели этих войн становились все страшнее и изощреннее. В этой до конца непризнанной миром трагедии беззащитными жертвами становились не только люди, чьи жизни так безжалостно обрывались, но и их трупы, торговля которыми стала в этой во йне вполне привычным явлением.
Перед лицом судьбы и правды человек всегда остается один на один. Так и в этом рассказе говорится о том как в одно короткое мгновение человеческая судьба стала зависеть от хрупкой женской силы и мудрости, от ее жертвенности и от великой материнской отваги. Жизнь или смерть? Зов крови или чувство долга? Вина перед ушедшей в мир иной душой или ответственность за все еще бьющуюся жилку жизни? Холм памяти или росток жизни? Что перевесит на весах судьбы? Именно этим вопросом задается читатель на протяжении всего произведения. Эта история, основанная на реальных событиях поражает своей неординарностью, в которую порой даже сложно поверить простому обывателю. Главный смысл этого произведения, его связующая нить,его горькая суть и кульминация состоят из одного короткого слова — выбор. И каким будет этот выбор, в пользу жизни или смерти зависит от хрупких материнских рук, которые так крепко держат горькую чашу на тяжелых весах жестокой судьбы.
Женщина в чеченском обществе достаточно ограничена в своих возможностях, но при этом одновременно наделена и очень высоким духовным статусом. И этот образ чеченки, достаточно загадочный и закрытый для остального мира в этом произведении раскрыт особенно ярко и проникновенно. Выстраданное материнство этой женщины, которое остается живо даже после смерти собственного ребенка заставляет задуматься о духовной силе главной героини, ее умению жертвовать во имя собственного народа, отодвигая на второй план свои личные цели и желания.
Это повествование о войне, о жизни и смерти, о святой роли материнства и о глубине чеченской трагедии, на боли которой умудрялись наживаться даже через трупы. Ччитателю будет сложно поверить в подлинность этой истории, однако очевидцев тех событий, она возможно и не удивит, ведь этот рассказ всего лишь эпизод, один маленький пазл той кровавой мозаики человеческих судеб, которые так безжалостно сгубили две жестокие войны, вихрем пронесшиеся по чеченской земле.
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)