Дина Мустакова

Страна : Египет 

Финалист конкурса ” Open Eurasia-2020″ Малая проза.

Country : Egypt 

 

Отрывок из малой прозы “Священное животное

 

«Священное животное»

 

«О времена, о нравы»

Цицерон

«Человек- это звучит гордо»

М. Горький «На дне»



Шум гудевшего вентилятора, разбудил меня. Звуки ночного города вновь заполонили улицу. Город «вечной жизни» не спит. Будто мать, заботится о человеке, денно и нощно. 

Писклявые гудки мчащихся мотоциклистов, ревущий грохот грузовиков, разбавлялись отдалёнными звуками музыки. Слушая ее, казалось, что певцы всегда поют об одном и тоже. В каждом аккорде грустных мелодий звучала боль разбитого мужского сердца, неизвестность и одиночество. Это голос К*. 

Летняя ночная жара душила, не давая уснуть. Хотелось пить, но сон и лень удерживали в кровати. Я легла на спину и открыла глаза, снова в памяти всплыла картина прошедшего вечера. Воспоминание дало ощущение, съеденного сырого жира, куска к которому прилип мелкий мусор и волосики от шкуры забитого животного. Стало слегка подташнивать. «Нужно встать и срочно выпить воды», подумала я. 

Подходил к концу Священный день Великого Праздника – Курбан айт, праздник всех верующих мусульман. Даже взрывы и грохот бомбардируемого Афганистана не заставили вздрогнуть ряды верующих, в тот день. Снаряды, летающие над Кабулом, не помешали бывшему президенту разрушенной страны принять участие в праздничной молитве. 

После долгого дня, мы возвращались домой, но на полдороге решили купить фруктов. Наша машина двинулась в сторону небольшого овощного магазина в районе «7 S*». 

Вопреки законам современной части Нового К*, жизнь здесь бурлит даже ночью. Моллы и торговые лавки больше напоминали базары, но с внешней европейской упаковкой. Около каждого такого центра торговли околачивались попрошайки, с просьбой дать им денег на еду. Дети, сжав руки в кулачки, с усилием стучали в окно, угрожая его разбить, если вы им не дадите на хлеб, а старые женщины предпочитали сидеть на тротуаре у входа и предлагали прохожим пучки вялой и грязной зелени. Молодые мужчины уговаривали купить четки или бусы. Те кто, постарше раскуривали гашиш в проходах между торговыми центрами присев на мусор среди грязи и городских отходов. Всех их объединял жест голодного человека, жест того, что они хотят есть. Если вы, пожалев кого-то, дадите не много денег, то толпа остальных попрошаек сбежится и начнет агрессивно требовать, чтобы им тоже что-то перепало. А тот, кому достался «кусок милосердия» начнет гневно кричать и зло жестикулировать, говоря о том, что его обманули, и этого мало, нужно дать больше, столько, сколько подобает нищим, их интересовали только деньги. 

Мы проехали мимо офисов местных компаний, миновали здание американской школы и припарковались около 2-х этажного торгового центра. На его первом этаже были расположены различные магазинчики, среди которых был и мясной. Вправо от него располагалось кафе, на барной стойке которого стояли свежевыжатые фруктовые фреши. Вдоль прилавка висели гроздья оранжевых апельсинов, переплетенные с ветками бананов. Их по обычаю вместе увязывали в красивые композиции, вплетая в узор яблоки или виноград. Припарковавшись в этом месте, мы по обыкновению не открываем окна автомобиля, поскольку со стороны мясного магазина, разил смердящий запах кишков, тухнущего мяса и навоза, извлеченного из внутренностей зарезанных животных. На подступах к нему, прямо на гранитных ступеньках, в связи с праздничными событиями, был выстроен наспех не большой баз. В условном загоне сгрудились около 10 овец и пару козлов. Один из козликов тряс закругленными рогами, пытаясь сбежать, но внешние ограды преграждали ему путь. Тем не менее, он не оставлял намерения удрать. Снова и снова разбегался так, чтобы перепрыгнуть ограду. Иногда его попытки заканчивались тем, что он попадал в образовавшуюся перед загоном лужу. Вернее, это была не лужа, а смесь грязной жижи и крови, куда стекала моча и испражнения тех, кого еще не зарезали. Вокруг этой жижи кружили зеленые мухи, совершая перелеты между висевшими тушами мяса, стеклянной витриной магазина, фруктами соседнего прилавка и остальными участниками ночной торговли. В этой жидкой массе, из-за высокой жары копошились черви. Влажная, питательная среда была благоприятна для них и способствовала их быстрому размножению. Данное торговое здание находилось на не большой возвышенности, поэтому вниз вдоль дороги, стекала зловонная струя кроваво-красного цвета. Вдоль неё исходил смердящий запах, который расходился по кварталу на несколько километров вперед, сливаясь в дороге с выброшенным мусором и дорожной пылью. В «Праздничном сюжете» мясного магазина сменялись только покупатели приходившие купить мясо, либо зарезать барана. По внешнему периметру лавки на металлических крюках висели уже разделанные туши. Внутри магазина были прилавки с нарезанной продукцией, электронные весы и кассир. По внешнему виду он походил на хозяина торговли. Деловой фон жизни квартала создавала веселая музыка, звучащая из магазинов. Напротив этого молла и вдоль всей дороги располагались магазины бытовой техники и электроники, элитная американская школа, офисы компаний и прочая городская инфраструктура респектабельного района. Вдоль дороги подъезжали и уезжали автомобили. Парковщики, энергичными жестами пытались всех уместить на подъездном пути.

В этот момент, мы собрались отъезжать. Пока заводился автомобиль, мы увидели, желтого цвета молодого бычка примерно 2 летнего возраста, новый «участник» мясной торговли. Погонщики пытались провести его наверх по ступеням, в сооруженный на период праздника загон. Увидев его, мы задумались, «неужели в центре Нового К*, возможно, зарезать его, прямо у магазина». Праздничные дни не торопили горожан домой, поэтому мы остались посмотреть, что будет дальше. Между нами возник спор, на тему: «его ведут для ожидания своей предстоящей участи или собираются зарезать прямо сейчас». 

Мы казахи, степной народ, имеем свои кочевые традиции сформированные скотоводческой деятельностью. Любовь и уважение к природе незримой нитью связывает наш этнос, проявляясь в устном фольклорном творчестве и декоративном искусстве, в котором присутствует звериный стиль в отделке. Животные для степняка были всем – защитниками и пропитанием. Лошади и бараны являются центральным звеном в жизни любого аула, скотоводов и чабанов. Кочуя от одного джайляу к другому, казахи старались пасти скот на плодородных пастбищах, спасаясь от засухи и голода. Для степных народов важны условия содержания скотины. От качества потребляемого мясо напрямую зависело их здоровье и ментальное состояние. Самым лучшим считалось мясо конины. На пастбищах богатым разнотравьем выгуливались табуны лошадей. Кочевники глубоко верили и верят, что мясо потребляемого животного напрямую влияет на его последующую жизнь и характер, а соответственно и на все будущее потомство семьи. Поэтому казахи принципиально подходят к вопросу откорма, жизнедеятельности и роду потребляемого животного. Каждая часть разделанной туши, имела свои характерные значения, поэтому не всем можно было кушать все подряд. Мясо не подразделяли по вкусовому признаку или жирности, оно делилось на характерные качества органа и статус едока. К примеру, младшему в семье полагалось ухо, тем, у кого слабое зрение предлагали органы отвечающее за зрение, а самым уважаемым людям в округе предлагали голову или тазобедренные кости. Не замужним девушкам нельзя было есть курдючные отделы баранины. Части туши был своего рода маркером уважения к занимаемому месту в иерархии общества. 

На лошадях воевали, пасли скот, получали кабылье молоко, для приготовления кумыса. В особо – торжественных случаях животные становились священным жертвоприношением, к примеру, если в округе умирал уважаемый человек. Лошадь символизирует друга и подчеркивает благородный статус умершего, на ней считалось, что покойный уезжал в «новый мир». В казахстанском государственном музее золота и драгоценных металлов, стоит статуя сакского воина, известного как «Золотой человек». В его могильном кургане археологи нашли скелеты и амуницию нескольких лошадей, привезенных из разных земель управляемой страны (в период раскопок, ученые установили, что в желудке каждого животного были найдены травы различных регионов). Еще животных резали в зимовье на согым, для пропитания семьи. 

Частью ментального мира кочевника был акт уважения и признательности, к последней минуте его жизни. Читали молитву и просили прощения у жертвы. Проявляя милосердие, традиционно животным перерезали горло одним быстрым движением ножа. После того, как была выпущена кровь, его подвешивали на крюк сооруженного турникета. Далее, осторожными, но легкими взмахами острого ножа сдирали шкуру, оставляя висеть тушу. В это время из нее выходил пар, и вместе с ним остатки трупного яда, мясо в этот момент остывало. Последние признаки жизни уходили вместе с потерей тепла. Лишь после этого мясо считалось пригодным к дальнейшей разделке и употреблению. Данная культура забоя скота передавалось из поколения к поколению, и стала традицией, которую немного модернизировали в условиях жизни современных городов. Сегодня животных уже режут не в степи, как это было раньше, а в специально оборудованных помещениях, больше похожих на операционные блоки, где кондиционеры охлаждают воздух, а полы и стол выложены специальной плиткой преимущественно белого цвета. Технология у казахов осталась прежней поменялись лишь инфраструктурные условия забоя скота.

Мы выключили фары авто, чтобы не видеть картину зловонной жижи, около которой пришлось припарковаться. 

Бычок, почуяв запах крови, остановился. Погонщики начали дергать его за веревку, завязанную вокруг шеи и подгонять палками, чтобы он поднялся наверх по ступенькам. Животное начало артачиться, пытаясь скинуть с шеи веревку. Данное неповиновение привлекло внимание праздно шатающихся зевак сидевших около магазина. Телец стоял, упрямо не двигаясь. Окружившие его погонщики, резчики и продавцы, стали снимать на телефоны его молчаливый протест, некоторые зашли в жижу пробираясь поближе к сцене проходивших событий. Данная геопозиция позволяла им иметь лучший обзор на происходящее. 

Мотая головой и одурев от запаха крови, бычок, сделав резкий скачок, отбежал в сторону, но упал, поскользнувшись на гранитных ступеньках. Безуспешно совершая рывок за рывком, он падал, но старался подняться. Плен завязанной вокруг шеи веревки, контролировал его. От резких падений на мокрых ступенях он сломал себе ноги в коленях. Боль переломов свалило животное на мокрый и грязный гранит. Ночные свидетели, наслаждаясь зрелищем, «жажды жизни» снимали видео на свои телефоны. Мужчины, смеялись, обсуждая происходящее, и бурно размахивали руками. Попытки бычка избежать своей участи, веселили их. Они дергали его за веревку, в надежде продолжить «ночное представление». Упрямство героя, не продвинуло его дальше середины ступенек. Животное лежало, уже не вставая. Увидев тщетность своих попыток, как то поднять его, среди них возникла заминка. Возможно, он должен был ждать своей участи до утра, но переломанные ноги внесли коррективы в план мясников. Начались бурные обсуждения дальнейших перспектив. Тогда один из резчиков схватил тесак, подошел к бычку и стал беспорядочными рывками всаживать лезвие в его горло. Он заносил нож до тех пор, пока жертва не перестала дергаться в предсмертных конвульсиях. Общий гул одобрения стих. Все глазели, на то, что будет дальше. По ступенькам тело медленно умирающего животного сползало головой вниз, опускаясь в вонючую жижу. Поняв, что «зрелище» подошло к концу, ночные свидетели, обсуждая увиденное, стали завершать последние кадры сьемки на телефоны. Мы, сидя в машине, молча глядели на происходящее. Тем временем голова убитого тельца все ниже и ниже спускалась в сток гниющей крови и отходов. У меня по лицу потекли слезы жалости, обиды и возмущения.

Возник вопрос: «Кто здесь был сегодня «животным», бычок или человек»? 

Весь мир живой природы подразделяется на птиц, насекомых, животных и зверей, а они в свою очередь согласно характеристике поведения в природной среде делятся на водоплавающих, млекопитающих, хищников, травоядных и пр.. 

Человек же в своем многообразии поведения, един. Врач, спасающий больного, террорист убивающих заложников, педагог несущий знание или подвергающий пыткам жертв насильник, именуются одинаково – «человек». При этом необходимо отметить, что представители дикой природы на протяжении тысячелетий живут по единым не гласным законам пищевой цепочки, регламентирующий кто из них охотник и дичь. У них существуют правила и законы, которые чтутся всеми, например поведение на водопое, где соблюдаются правила не нападать друг на друга. В человеческом же обществе регулятором общественной морали является, религия, правила и законы. Но он их постоянно пытается сломать и разрушить, инициируя насилие и войны для убийства себе подобных. Хищники же так себя не ведут.

Я не желала знать и видеть, того что будет дальше, предполагая что сейчас начнут кромсать убитое тело чтобы легче было подвесить его на крюк, а бегающим вдоль дороги бродячим собакам, выбросят кишки и другие внутренности. 

Наша машина выехала назад, чтобы развернуться и уехать. В салоне авто было тихо, нам не хотелось говорить. Мы смотрели в окно на последнего ночного свидетеля уходящего праздника. Он, рельефно тек вдоль дорожного бордюра, огибая препятствия из городских отходов, иногда разделяясь надвое, но потом, опять соединяясь в единый струящийся поток. По мере удаления от центра событий он ссужался и исчезал. В этот момент я подумала, что память человека подобно этому ручью, также по мере удаления от времени и места произошедших событий, в пути теряет свои воспоминания, какими бы кровавыми, болезненными или грязными они не были, подобно ему они тоже иссыхают.

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Загрузка…