Страна : Россия
Я российский писатель — Каюков Валерий. В этом 2021 году вышел мой первый роман «Злая судьба трех поколений». До этого у меня была издана научная книга по музыкальному искусству «Дирижер и дирижирование» (2011). Я кандидат философских наук, люблю старинные книги и вещи.
Country : Russia
I am a Russian writer — Valery Kayukov. This year, 2021, my first novel, «The Wicked Fate of Three Generations», was released. Before that, I had published a scientific book on the art of music «Conductor and Conducting» (2011). I am a candidate of philosophical sciences, I love old books and things.
Отрывок из романа “Злая судьба трех поколений“
XXVI
Почему все проходит? Уходит время, люди. Как будто кто-то управляет нами. Анна ехала из Гвардейцев в Самару, но спать ей совсем не хотелось. Она вспомнила еще одну потерю, еще одного человека, с которым ее разлучила судьба…
Первое время, когда Анна училась в вечернем институте и жила на квартире у брата Никиты, она однажды осталась дома с племянницами. Анна убирала в квартире.
Девочка Тамара шумит из кухни:
– Тетя Аня! К вам какой-то дяденька с чемоданом.
Увидев мужчину, Анна растерялась от неожиданности, а потом заговорила:
– Здравствуйте, Николай Захарович!
– Здравствуйте, Анна Никаноровна! Долго разыскивал Вас, гуляя по Самаре, исколесил большую часть города – через справочное бюро нашел…
– Пожалуйста, проходите, – говорит Анна. – Как это вы надумали сюда приехать?
– В Самару я приехал в командировку. Знал, что вы в городе Самаре живете, но адреса вашего не имел, о встрече с вами мечтать не переставал. Вот мечта моя осуществилась – мы встретились… С тех пор, как мы расстались, прошло пять лет. Сейчас я остановился в гостинице «Националь». Пробуду в городе Самаре две недели. Я ищу тебя давно. Два года тому назад я приезжал домой в село Чекалино из Андежана. Думал, разыщу тебя и увезу с собой, но ни в Алексеевке, ни в Гвардейцах тебя не оказалось – где ты была?..
– Я была на курсах агрономических в Погромном целый месяц, – ответила Анна.
– Мы не виделись с тобой пять лет. За этот период я много пережил: находясь в Азии, в чужом городе, девять месяцев скитался по биржам труда в ожидании постоянной работы. Я об этом тебе писал. Чтоб не умереть с голоду, приходилось выполнять случайные работы: мели улицы, очищали линии от снега, грузили багаж… И этой работы на всех не хватало. На каждой бирже безработных были сотни. Люди здесь жили, ожидая работы. Спали на полу: грязные, вшивые – томились месяцами. Сейчас я работаю уже два года завскладом постоянно. А тебя, Анна, никогда не забывал и жил мечтой о нашей с тобой встрече. Скажи, поедешь со мной?..
– Как же? Я ведь учусь в институте – бросить учебу?..
– Но и я не могу остаться в Самаре. Где работать? Где жить? Опять на биржу труда… Это невозможно… Стало быть, все кончено… Ждать я уже больше не могу. Я чувствую, ты, Анна, не любишь меня.
– Я тебя уважаю и ценю, но создавшиеся условия не позволяют нам быть вместе, – ответила Анна.
В течение двух недель встречались с Николаем в гостинице, вели разговоры… Николай не хотел ждать больше, а Анна не хотела оставить учебу. Проводила Анна Николая на вокзал. Прослезилась. Сердце у нее разрывалось на части. Люди бежали на посадку: задевали Анну чемоданами, узлами. Она этого не замечала. Стояла на перроне и смотрела в ту сторону, куда умчался поезд и уносил искреннюю, неповторимую дружбу… «Разорваны все нити моей личной жизни. Тогда мне было двадцать пять лет, сейчас уже двадцать восемь, и вся любовь прошла мимо меня безвозвратно, годы проходят стремительно и кругом неудачи: трудности, борьба…» – думала Анна.
XXVII
Начало учебного года, студенты приступили к занятиям. Анна вся растворялась в работе: слушала лекции, готовилась к зачетам, вела переписку с матерью и братом Петром. Яков Андреевич Попов работал уже в городе Самаре, изредка навещал Анну. Интересовался ее учебой.
Брат Петр учился в городе Ленинграде в геологоразведочном институте на третьем курсе. Часто писал он сестре теплые, воодушевленные письма. Один раз пришла она с занятия, а ей принесли посылку от Петра. Небольшой ящичек, в котором лежали брезентовые туфельки с каблучками, в них три рубля денег и три метра ситца на платье.
– Я была так рада, будто бы счастливее меня не было на свете, – рассказывала подругам Анна. – Вот какой у меня брат хороший! Ни у кого такого нет. Отрывает гроши от себя, и шлет мне, и не забывает мать. Ох! Как я ему благодарна.
Анна стала часто прибаливать. Плохое питание, усиленная учеба изматывали ее силы. Все чаще и чаще заглядывала она в больницу. Был конец тридцать четвертого года, в здоровье Анны появились большие проблемы: заболел у нее желудок, нарушился обмен веществ в организме, на сгибах рук появились фурункулы. Болезнь сковала движения Анны – она не могла пошевелиться. Опухшие руки ее лежали на подушке. Подруги-студентки приносили ее пищу из столовой, помогали готовить ей уроки, вызывали врача. Болезнь у нее принимала острый характер…
Навестивший ее школьный врач делает заключение:
– Вот что, милая, – говорит он, – чтоб спасти вас, не лекарство нужно, а питание, сливочное масло нужно – вот что… Это поможет воскресить вас и приведет к нормальной жизни. В противном случае – гибель… Организм не может выдержать такого истощения. Кроме того, прекратить надо временно занятия.
Студентки, подруги по комнате жалели Анну, но помочь материально не могли. В эти годы в Стране Советов недоставало золота и серебра. Чтоб извлечь у народа золотые и серебряные вещи, открыты были магазины Торгсины. На золото и серебро в них можно было купить любой продукт. У Анны были мужские часы с серебряными крышками – брат оставил. Она крышки отломала от часов. И еще были у Анны две серебряные ложки.
– Люба, – сказала Анна, – снеси, пожалуйста, вот это серебро в Торгсин и купи мне сливочного масла – помогу организму. Ох! Как хочется жить…
Люба отнесла серебро и принесла Анне килограмм первосортного сливочного масла:
– Вот тебе, Аня, здоровья принесла, – сказала Люба, – ешь да поправляйся скорее.
– Спасибо, спасибо, Люба! – улыбалась Анна.
Мать Анны узнала о болезни ее. Просит старшую дочь Агафью:
– Ганичка, съезди в Самару к Анночке, она болеет. Отвези ей с кило сливочного масла. Гибнет девчонка… Она, когда работала, тебе помогала.
Сестра имела корову. Ганичка по просьбе матери смешала масло и отвезла сестре. Сливочное масло и пивные дрожжи помогли. Болезнь слегка пошла на убыль.
Люба и Галя – подруги по комнате – решили пойти к директору института и доложить о болезни студентки. После занятий он находился в своем кабинете, перебирал какие-то бумаги. Собирался идти домой. Люба постучала в дверь, спросила:
– Можно войти? …
(4 оценок, среднее: 4,75 из 5)