Сергей Даткай. Поэт, композитор и исполнитель. Тридцать лет с гитарой. В 2000 году выпустил альбом «2000 дорог». Режиссер и сценарист кино. Снял два художественных короткометражных фильма и три документальных. Такие как: «ИДИ», «КАК ВСЕГДА», «ШТОСС», «Николай Марусич», «Дело Воробьева». Сейчас работаю над новым художественным фильмом о проблемах современной наркомании. Художник пейзажист-абстракционист.
Country : Kyrgyzstan
Рассказ «Тень»
Раскат грома прокатился по земле и ударил в стекло окна так сильно, что оно гулко завибрировало. Граб лежал на кровати без движения. Он умирал. Его тело раздулось и уже три дня как полностью перестало двигаться. Единственной способностью осталось лишь то, что он пока еще хорошо видел и уже с трудом, но все-таки мог говорить. Он думал: Как так получилось, что в пролетевшую за миг жизнь так незаметно ворвалась старость. И вот он уже лежит на смертном одре, в здравом уме и твердой памяти и прекрасно осознает, что с ним сейчас происходит. Это ужасно и в тоже время прекрасно, гораздо лучше, чем умирать после инсульта, совершенно не контролируя свой рассудок.
Занавеска была задернута и поэтому Граб не видел ослепительно сверкающих молний, но ему очень сильно хотелось взглянуть на эту бушующую, кипящую жизнью стихию. И он не приказывал открыть шторы, только лишь потому, что этот праздник жизни мог помешать его умиротворению и отяготить минуты расставания с жизнью. Граб ненавидел скуку, а лежать и причитать от неистовой безумной боли причиняемой его телу, для него казалось слишком скучным. И он придумал себе игру.
В этот столь ранний утренний час комната была пуста. Сын уехал в аэропорт, чтобы встретить своих детей, а сиделка на кухне готовила завтрак, и поэтому еще около часа он мог побыть в одиночестве. Игра была проста, его взгляд перебегал с одного предмета на другой по кругу, как будто бы перебирая четки. Стул, стол, гардина, картина, трюмо, пепельница, часы, пять сорок две, статуэтка, телевизор, пульт, стул, стол… И так уже наверно в сотый раз. С каждым разом все быстрее наращивая темп. И вдруг…
Из одного угла в другой метнулась тень человека. Граб увидел это слишком отчетливо, для того чтобы это ему показалось. Он собрал силы и прохрипел сжатым горлом:
— Кто здесь? Выходи я тебя вижу.
С угла, на стену не торопясь, робко вышла тень и остановилась под картиной.
— Ты кто?
— Я? Тень. Теперь уже просто тень.
— Чья?
— А какая тебе теперь разница?
— Я умираю, но я в здравом уме.
— А я и не говорила, что ты безумен. Просто я проходила мимо, и решила заглянуть к тебе на минутку. Все-таки не чужой для меня человек. Восемьдесят пять лет бок о бок, это ведь не поле перейти! Целая жизнь!
— Так значит ты моя тень?!
— Да. И не знаю как ты, а вот я сильно этим горжусь.
— Чем?
— Тем, что я твоя тень. Тень такого особенного, сложного, но прекрасного человека.
— И что же во мне такого особенного?
— Ты всегда отличался от других, с самого рождения, а затем всю свою жизнь и по сей день, ты был не такой как все. Вот даже сейчас, ты лежишь на своем смертном одре, а я, твоя тень, стою рядом и разговариваю с тобой. Или ты хочешь сказать, что такое происходит у всех и всегда сплошь и рядом?
— Ты прав.
— А почему ты сказал, что я прав, а не права? Ведь тень это она, женского рода.
— Да потому, что ты моя тень! А я он, а не она! Я всю жизнь был мужчиной и остался им до конца! И поэтому мне наплевать на правила, тем более в последние минуты своей жизни.
— Вот видишь, даже в этом ты не такой как все.
Немного молчат, затем Граб срывает тишину громкой речью:
— А что это ты там стоишь и умничаешь? Может, подойдешь ко мне, и ляжешь рядом? Полежишь немного со мной?
— Это просьба или ты как всю жизнь командуешь?
— Это просьба. Я тут вот о чем подумал. Всю мою жизнь ты всегда был рядом со мной. Даже в те моменты, когда я оставался совсем один, брошенный на произвол судьбы, ты незаметно следовал рядом. Ты единственный родной и близкий для меня…
— Не можешь сказать слово человек? Все правильно. Я Тень.
— Плевать на людей, я хотел сказать друг.
— О! Прости!
— Ничего, я же совсем не знаю тебя. Так и не узнал за восемьдесят пять лет. У всех свои заморочки.
— Хорошо. Я сделаю тебе приятно, полежу рядом с тобой. Ведь ты сделал для меня такой подарок, о котором я даже не мог мечтать.
— Какой еще подарок?
— Как? Значит, ты так ничего и не понял?
— Что?
— Я, твоя тень, которая была прикована к тебе всю свою жизнь от начала и до конца. Теперь свободно могу ходить и двигаться. СВОБОДНО! Идти куда, Я хочу. Делать то, что, Я хочу. И когда, Я этого хочу! Я смогу впервые за всю свою жизнь почувствовать себя человеком! Человеком!
— Это что значит, что я умру, а ты останешься жить?
— Нет. Все дело в том, что я умру вместе с тобой. И в этот важный в нашей жизни момент я буду лежать рядом с тобой. Я приду к тебе как раз перед этим.
— Значит, ты знаешь, когда я умру?
— Да…
Молчат.
— Не говори. Не хочу слышать об этом. И лежать рядом со мной не надо! Зачем тебе тратить свое время на такие глупости в такой важный момент в твоей жизни? Ты сделаешь так, как поступил бы я. Просто не замечай меня. Теперь я твоя тень. Иди. Иди и наслаждайся подарком. Почувствуй себя человеком!
И тень ушла, не сказав ни слова. Ушла в свой самый лучший день в жизни.