Светлана Моторина

Страна : Россия

Я защищаю детство. Делаю все, чтобы вернуть его детям. Для этого я создаю детские музеи, ещё 15 лет назад в России об этом мало кто слышал. Сегодня, благодаря моей команде, их более 20 штук в разных регионах страны. Последние 2 года я занимаюсь просветительством по теме школьной травли. К сожалению, по статистике, в России каждый второй ребёнок подвергается травле. И эта проблема на верхнем уровне игнорируется. Я представляю на конкурс книгу в жанре нон-фикшн «Травля: со взрослыми согласовано. 40 реальных историй школьной травли». Я уже получаю массу положительных откликов на книгу. Она трогает людей, это точно. Мне пишут о том, как прочитав ее, люди спустя 30 лет звонят одноклассникам и просят прощения. Родители после прочтения объясняют детям, как не надо. Также я веду одноимённый канал на Яндекс.Дзен и публикую истории травли в различных СМИ.

Country : Russia

I defend childhood. I do what I can to give childhood back to kids. I develop children’s museums that about 15 years ago were not even heard of in Russia. Today there are more than 20 of them in different regions, thanks to my team. For the last two years I have been educating people about school bullying. Unfortunately, analytics say that every second child is bullied in Russia. The problem is ignored by the government. I wrote a book “Bullying: approved by adults. 40 real stories of school bullying” and I am presenting it for the Open Eurasia contest. I have been receiving a flood of positive feedback. The book touches people, that is for sure. People write to me, that after reading it they call their former classmates and apologize 30 years later. The book makes parents talk to their kids and explain what kind of behaviour is not acceptable. I also write about bullying for my blog in Yandez.Dzen and for different other media.

Ревью на книгу Фархата Тамендарова “Гончие псы“

Повесть Фархата Тамендарова «Гончие псы», изданная в 2018 году, формально уже подтвердила свой успех, удостоившись второй премии литературного фестиваля Open Eurasian Literature Festival & Book Forum. Успех читательский, конечно, стоит оценивать с учётом отзывов целевой аудитории. Не имея доступа к таким откликам, попробуем прочесть книгу глазами тех, для кого она написана — подростков. Важно отметить, что в этом и состоит уникальность книги — литературы для детей 13-17 лет в наше время ничтожно мало. Как отмечает сам автор в своих интервью, это невыгодно. Подростковый период охватывает всего три-четыре года, а потом ребёнок взрослеет и переходит уже на взрослую литературу. Любая попытка поговорить с тинейджерами на их языке уже становится вкладом в детскую литературу.

Повесть, написанная в жанре приключенческой фантастики, рассказывает о пяти подростках (ботаник Жусуп, отморозок Перс, спортсмен Ермак, ведомый Жорик и девочка Таня), которые сбежали из дома каждый по свои причинам, но объединились общей целью — поиском свободы. Пройдя классический путь героя, Жусуп, главное действующее лицо, свободы не получает, но постигает мораль, которую доносит автор: «Нужно быть заточенным на успех через веру, борьбу и любовь».

Мы не знаем, в какие годы происходит действие книги, но догадываемся, что это примерно наши дни по упоминанию вышек 4G. Сам писатель в интервью указал, что события повести разворачиваются в 2006 году, когда его дочери было 16 лет. Такая стратегия писать высказывание, нацеленной на современных детей и при этом ориентироваться на подростков двенадцатилетней давности вряд ли оправдана. Мир подростков очень завязан на технологиях и жизни в сети, а там всё меняется каждый год со скоростью света. Ребёнок в 2018 году драматически отличается от ребёнка формата 2006 года по своим когнитивным функциям, навыкам социализации, по доминантной мотивации.

Видимо, автор вдохновлялся примером собственной дочери для того, чтобы стать ближе к героям, которые годятся ему в сыновья, но глазами которых нам представлена вся история. Удалось ли это? И да и нет. Стремление к свободе, к уходу от родительского контроля, к самостоятельному достижению целей — эти черты однозначно присущи большинству подростков в любую эпоху и зачастую составляют основу того самого подросткового бунта, которого так страшатся родители. Как говорится, наличие подростка — симптом семьи. Однако учитывая понимание специфики современных детей, поначалу кажется совершенно неправдоподобной страсть Жусупа к пиратским приключениям а-ля Жюль Верн и Стивенсон. В эпоху интернета и клипового мышления портрет тонкого, романтического тинейджера, который болеет морем так, словно никогда там не бывал (хотя на самом деле отдыхал на Карибских островах), одновременно цитирует стихи и выдаёт энциклопедические знания по физике, кажется далёким от реальности. Вызывает сомнение то, как Жусуп ассоциирует свой реальный мир с фантазийным миром легендарного капитана Дрейка. Однако к середине произведения автор, будто и сам не веря в созданный образ, добавляет мазки мистического жанра, что, несмотря на закономерную сюрреалистичность, привносит в историю логику и снимает вопросы. Дрейк в снах теперь оправдан, он попадает туда непросто потому, что Жусуп грезит шестнадцатым веком, а потому что Жусуп волей провидения оказывается в мистическом пространстве между далёким прошлым и современным миром.

Автор (возможно, намеренно) запутывает читателя, перебирая мотивы побега главного героя. Сначала это заветная мечта, которую герой должен непременно осуществить сам, потом вдруг злость на отца, предавшего мать. В любом случае линию мечты не очень удаётся довести до конца, мечта осуществляется в сопровождении отца, охраны и вновь приобретённых «родственников». Вкус победы с такой свитой уже не так сладок. А вот линия отношений с отцом, возникшая неожиданно, очерчена автором лаконично, стремительно и довольно ярко. Если бы не сбивающая с толку история мечты, становятся совершенно понятны мотивы побега из богатого дома, не жалеющего на мальчика ни денег, ни любви, ни возможностей для развития. 

Обращает на себя внимание обречённо грустная ткань всех женских историй. Обманутая мать, брошенная секретарша, Таня с целым букетом архетипичных несчастных фемо-сценариев. В начале Таня предстаёт строптивой девушкой из патриархально-абьюзивной семьи, затем она обретает голос, заявляет о своих мечтах и планах на жизнь, но в конце книги становится безответной жертвой, выбравшей не того парня. Всё это создаёт впечатление то ли однобокого то ли востоко-центрического видения женской роли в пути героя и его жизненном нарративе. Да и свой основной посыл автор нацеливает лишь на мужскую часть читателей, как он пояснил в интервью изданию «Экспресс К»: «Главная идея книги в том, что мужчине всегда необходимо быть заточенным на успех». А может быть Таня — это своеобразный привет автора какой-то женщине в его жизни, совершившей неблаговидный поступок?

По наивности доносимой морали и простоте видения жизни книга подходит для подростков. Есть, конечно, пожелания к автору. Для приключенческой повести стоило бы добавить крючков, которые не дадут уснуть, пока не перевернёшь страницу, а вот незатейливого морализаторства, кажется, наоборот, слишком много. Тем не менее повесть могла бы объяснить современным тинейджерам, за которых так волнуются взрослые, видя их стремление повторить опыт полуфабрикатного успеха тиктокеров, что нужно следовать за мечтой и при этом оставаться человеком, что деньги и достаток не главное, наконец, что ни при каких обстоятельствах нельзя изменять себе. Могла бы, но смущает обилие контента 18+. 

За что мы точно можем быть благодарны автору? За уже упомянутую смелость зайти в сердца такой сложной аудитории, как подростки. За густой оммаж истории Фрэнсиса Дрейка. Если книгу подростки всё же прочтут, они наверняка захотят поднять литературу на тему. За то, что всё кончается хорошо, в современной художественной прозе это нечастое явление. За простоту, с которой автор рисует нам жизнь. Да, жизнь намного сложнее. Да, мораль автора довольно спорная. Но это и неплохо, если до определённого возраста у читателя всё будет просто, пусть хотя бы в воображаемом литературном мире. В наше время стало почти хорошим тоном сомневаться в необходимости фатально-депрессивного видения мира, сложного сюжетного узора, болезненных переживаний, которыми отличалась вся русская классика, в том числе детская. Несомненно, мы должны быть благодарны автору за то, что при всей предсказуемости и простоте сюжета, в котором хорошие добиваются всего, о чём мечталось и даже больше (поступление в Оксфорд и познание секретного кода Дрейка выступают здесь приятным бонусом), хотя бы один обязательно должен погибнуть за героя, автор обманывает ожидания и всё-таки не убивает антигероя, немного усложняя траекторию его пути и позволяя ему просто исчезнуть в неизвестности, а читателю соответственно самому выбрать, на чьей он стороне, светлого Жусупа или тёмного Перса.

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Загрузка…