Раиса Мельникова

Страна: Литва

Раиса Мельникова – поэт, прозаик, публицист, переводчик. Живёт в Вильнюсе, в Литве. Член Евразийской Творческой Гильдии. Автор двадцати книг на литовском, а также восьми сборников стихов на русском языке. Статьи публикуются в газетах, она делает переводы с литовского и на литовский язык, с македонского, сербского языков. Её стихи и проза печатались более чем в шестидесяти альманахах Литвы, Латвии, России, Белоруссии, Болгарии, Индии, США и переводились на другие языки. Является членом международных писательских союзов. Призёр фестиваля «Славянские объятия» в Болгарии, лауреат пяти Международных литературных фестивалей. Награждалась многими дипломами и медалями.

Country : Lithuania

Raisa Melnikova is a poet, prose writer, publicist, translator. Lives in Vilnius, Lithuania. Member of the Eurasian Creative Guild. Author of twenty books in Lithuanian, as well as eight collections of poems in Russian. Articles are published in newspapers, she makes translations from Lithuanian and into Lithuanian, from Macedonian, Serbian. Her poems and prose were published in more than sixty almanacs in Lithuania, Latvia, Russia, Belarus, Bulgaria, India, the USA and translated into other languages. He is a member of international writers’ unions. Winner of the Slavic Embrace festival in Bulgaria, laureate of five International Literary Festivals. She was awarded many diplomas and medals.

Отрывок из эссе “Ускользающий портрет истины”

Мастерам своего дела, будь то учёный, поэт, художник или скульптор, свойственна способность близко соприкасаться с тайнами, приоткрывающими истину.  Думаю, никогда не поздно воспользоваться уникальными открытиями этих талантливых людей, сохранившимися в их творчестве. И, если всмотреться в картины всемирно известных художников: Винсента Ван Гога, Густава Климта, Микалоюса Константиноса Чюрлёниса, вчитаться в написанные Данте Алигьери, Платоном и Аристотелем строки – можно обнаружить туманный облик истины, пробивающейся сквозь глубину веков. Попробуем представить себе непростой портрет истины.

  Оказывается, истина может быть горькой, неблагоприятной. «Обманчивый мир! Безмерно горький мир!» – трагично восклицает Данте, подытоживая свои наблюдения, и, скажем так, находясь «над пониманием истины». В «Божественной комедии», описывая своё путешествие, когда позади него остались ад, чистилище и семь райских небес и поэт ожидает, что вскоре перед ним вспыхнет ослепительный свет вечной истины,  его останавливает Беатриче. Она просит поэта оглянуться и посмотреть вниз, ведь взгляд должен быть ясным и строгим. И Данте поражает нас своим откровением – он видит землю в её истинном свете – в жалком обличье…

  Истина ясная, когда её находят, и постоянно ускользающая, когда мы ищем её, как и время, текущее через всё наше жизненное пространство. Истину нелегко обнаружить, потому что она сокрыта, не находится на виду. Она – тайна, которую невозможно разгадать сразу, для этого необходимо время, мудрый взгляд. «Истина скрыта на дне колодца», – утверждал Демокрит. Исходя из этого утверждения, можно представить, что её покрывает огромный слой воды и за ней надо глубоко нырнуть, а для такого поступка необходимы не только смелость и решительность, но ещё следует обладать огромным терпением и смекалкой, чтобы выбраться из колодца и не утонуть. 

  Пифагор считал, что истину полезно видеть нагой.  И с этим мнением тоже нельзя не согласиться. Окружённый вуалью облик, утонувшей в лёгком тумане истины, увиденной словно на полотнах импрессионистов, скрывает от нас понимание и вводит в заблуждение.

Мы можем представить её в романтическом сиянии нашего воображения. Вот, вроде бы, мы узрели её. Она промелькнула, облачённая в многослойное покрывало, а когда начинаем подбираться к ней, пытаясь снять таинственные слои, она уже ускользает от нас и вновь исчезает…  Желая понять сокрытые символы и знаки, приходится пробиваться сквозь замаскированную завесу и зачастую ползком пробираться к истокам. А это не каждому человеку под силу. 

  Китайский философ Чжуан-цзы говорил, что тот, кто ищет истину, – бродит в потёмках. В темноте мы, естественно, не можем различать очертания предметов, но благодаря интуиции и через тактильные ощущения можем ориентироваться в пространстве. Продолжая эту мысль, можно предполагать, что истина иногда всё-таки может нам открыться внезапно, и совсем с неожиданной стороны. Думается, она способна даже испугать нас, погрузить в страх, отнять сладкую мечту.

  Проблема истины являлась объектом рассуждений для многих философов и исследователей. В дошедших до нас учёных трактатах излагались различные точки зрения по данному вопросу. Представитель элейской школы Парменид, прибегая к метафорам и аллегориям, высказывал недоверие к истинности знаний и противопоставил истину мнению. Он утверждал, что истина основывается на рациональном познании, а мнения – на чувствах, поэтому истина познаётся разумом, а чувствам доверять нельзя, ибо они ведут к заблуждениям. 

Известно, что философы античности истину ценили превыше всего. И Платон, и Аристотель не обходили стороной эту тему. Философам было важно не только найти возможности познания истины, но и сохранить приверженность ей. Всем известна произнесённая Аристотелем фраза: «Платон мне – друг, но истина дороже». Аристотель, продолжая мысли своих учителей Сократа и Платона, писал в «Никомаховой этике» о том, что, как бы ни были дороги ему друзья, если выбирать между ними и истиной, предпочтение следует отдать всё же истине. 

 Гораздо позже, представитель средневековой схоластической мысли, Фома Аквинский в «Сумме теологии» сообщал, что «истина состоит в согласованности ума и вещи» и, тогда, возможно, мы соответственно развитию интеллекта по своим критериям, можем устанавливать истину. Тогда видим истину какую: объективную или субъективную?     

  Любовь к истине, твёрдое желание открыть истину, какой бы она ни оказалась, серьёзные  намерения, направленные на поиски её, могут помочь нам слой за слоем снимать  неявственную оболочку и узреть то сущее, что скрывалось от нас и что есть на самом деле.  И, возможно, тогда, обнаружившему истину, она будет своим факелом освещать всё окружающее пространство, указывая дальнейший путь и назначение собственного существования.

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Загрузка…