Вера Сытник

Страна: Китай

Пишу с 2008 года. С 2007 года проживаю в Китае, где преподаю русский язык, веду по мере сил деятельность, направленную на сближение русской культуры и китайской культуры. Окончила Омский государственный университет (филологический факультет), автор двадцати книг для детей и взрослых. Роман «Гражданин Гр» и сборник рассказов «Миллениум» выпущены по программе «Новые имена в современной литературе». Номинант на литературные премии «Ясная поляна», «Большая книга». Финалист Международного Лермонтовского конкурса «Белеет парус одинокий» 2015 г. (СРП), Восьмого международного фестиваля «Славянские традиции-2016». Международного литературного форума «Славянская лира-2018», десятого Международного фестиваля литературы и культуры «Славянские традиции-2018». Победительница в Международном конкурсе «Мой аленький цветочек-2018» (Самарская региональная организация РСПЛ). Сборник «Пасхальные сказки, рассказы» удостоен Диплома IX Международного Славянского Литературного форума «Золотой Витязь», повесть «Наполняется душа благодатью» – Золотого Диплома и Специального приза «Дорога к храму» от Издательского Совета РПЦ на IX Международном Славянском Литературном форуме «Золотой Витязь» (2018). Сборник «Рождественские сказки и рассказы» удостоен Золотого Диплома IX Международного Славянского Литературного форума «Золотой Витязь» (2019). Публиковалась в газетах «Забайкалец» (Читинская область, 1976-1977), «Валуйская звезда» (Белгородская область, 2016), газета «Трудовая слава» (Тамбовская область, 2018), «Воскресение» (Минск); в журналах «Южная звезда» (Ставропольский край), «Проспект» Москва, «Союз писателей» (Новокузнецк), «ЛитОгранка» (Новокузнецк), в альманахах «Наше слово» (Ростов-на-Дону), «Параллели» (Самара), «Время» (Ессентуки), «Белая акация» (Ставрополь), Член ТОДАР (творческое объединение детских авторов), Москва.


Country: China


Отрывок из рецензии “Богатыри-супергерои”

Киноповесть Александра Покровского «Пёс» (Санкт-Петербург; Контраст, 2019) – образец литературного произведения развлекательного характера, где прослеживается связь традиций вековой русской культуры с глубинным переосмыслением автором современных тенденций в литературе. Одна из тенденций – взаимодействие российской культуры и американской. 

Произведение построено по законам визуального жанра: сюжет разбит на сцены, действия даны короткими эпизодами с большим количеством диалогов. Пояснения автора кратки, выразительны. Герой – Николай Тонких. Обыкновенный, худой (42 килограмма), молчаливый (углублён в наблюдения за природой), умеет ладить с волками, обладает невероятной физической силой (в юности разламывал кнопку на четыре части, накручивал гвоздь на палец, поднимал бидоны с молоком одной рукой). Не любит несправедливость. 

 Отца загрыз медведь-шатун, от рук бандитов погибла мать. Николай, звериным чутьём почуяв беду, срывается с урока и настигает бандитов, расправляется с ними – скармливает волкам. И наступает другая жизнь: тюрьма, вербовка в органы, ведущие борьбу с террористами, испытание предательством, эмиграция, снова борьба с террористами. 

В киноповести улавливаются оттенки настроений и художественных приёмов, свойственных американским блокбастерам (физическая сила супергероев, их концентрированность на цели, природное чутьё), что подчёркивает готовность автора к восприятию явлений, возможно, чуждых русскому менталитету, но мимо которых пройти нельзя по причине массового увлечения ими российским народом. 

Книга рождена из рассказов сослуживца о супер-воине. Соединившись с романтической натурой автора, они реализовались в киноповести, написанной, когда в обществе появилась тоска по герою, способному противостоять мировому терроризму, захлестнувшему мир на стыке тысячелетий. Человек осиротел, почувствовал себя песчинкой. Прежние герои стали восприниматься как устаревшие, неубедительные, смешные… 

 «Пёс» – это поиск героя нашего времени. Александр Покровский нашёл его среди военных, придал черты, сделавшие из героя супергероя, сохранив его приземлённость. Доля сказочности (преувеличенные физические способности) не мешает воспринимать героя как реальную личность. Покровский убедителен в своём произведении, а созданный им литературный образ достоверен и зрим при минимуме средств выразительности!

Александр Покровский (в прошлом – офицер-подводник) привык видеть глубину и простор океанов, привык воспринимать мир через призму этих явлений, быть готовым к опасности и – предвидеть её. Вероятно, потому он так мастерски вылепил супергероя. Покровский показал, насколько глубок может быть человек, насколько мощными могут быть его возможности, особенно если он встаёт на защиту добра. Происходит мифологизация героя, его поступки, мечты – это концентрированные представления людей о том, как спасти мир от зла. 

Происхождение героя (жизнь в лесу), взросление, борьба со злом, патриотизм, одинокость (один – против зла!), переплетение правды и вымысла сближают его с русскими богатырями (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). Казалось бы, богатырь – тот же супергерой. Однако суть явлений разная! Богатырь – храбрый воин. Для супермена не обязательно быть воином. А для богатыря – непременно, и непременно – защитником отечества. Пёс близок к богатырям. Он – воин, защитник. Как и они, добр и, как богатыри, не скрывает лица в отличие от супергероев, которые совершают супергеройские поступки, прикрывшись маской. Как и богатыри, Пёс любит отечество и готов к его защите. Как и богатыри, обладает необыкновенной физической силой. Как и богатыри, черпавшие силу от матушки-земли, напитался ею в лесу. Но при этом – стремителен, юрок, неслышен, невидим, а это уже – способности супергероев. Своим обликом (чрезвычайная худоба) он ближе к супергероям (обычным с виду людям), и по арсеналу оружия – к ним же. Для супергероев важны их супервозможности (умение летать, прыгать). Оружейный набор богатырей ограничивается мечом, копьём и луком, а для супергероев оружием может послужить любой предмет. Пёс в мгновение ока мастерит смертельное оружие из пачки электродов, а из шкуры овцы – что-то вроде парашюта. 

Николай Тонких (Пёс) –  супергерой. В нём силён дух безграничной смелости, готовности сражаться со злом. Образ выстроен в соответствии с приёмами супер-геройского жанра: Пёс наделён исключительным характером при весьма заурядной внешности, имеет конкретную цель. Он не носит маску, как супергерои, но всё же близок к ним в этом смысле. На первой странице автор так описывает Пса: «Его лицо ничего не выражает – это лицо робота, маска, если бы не выражение глаз – он точно думает о чём-то или во власти каких-то воспоминаний, видений…». Маска… Но маска, призванная скрыть не лицо, а внутреннее настроение. 

Пёс – супергерой. Отчасти. Термин – американский, однако наполненность образа – не американская. Социальная принадлежность (военный), происхождение (сын лесничего и доярки), воспитание (отец, бывший разведчик, воспитывает сына с малых лет как бойца, в уважении к природе, в согласии с ней), биография (служба отечеству), характер (сдержанный, скупой на слова, справедливый, отзывчивый, верный), внешность («щупленький»), ментальность (любовь к отечеству, к его природе, к справедливости, свободе, взаимовыручка, смекалистость) определяют внутреннее содержание образа и подчёркивают национальную индивидуальность. 

 «Ex nihilo nihil fit» (ничто из ничего не бывает)! Пёс – веточка на могучем дубе, имеющем название «Русские богатыри». А супергеройские способности и амуниция – это его современные одежды. 

8-10 мая, 2020, Ессентуки

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (10 оценок, среднее: 3,80 из 5)

Загрузка...