Страна : Россия
Мои любимые занятия: кулинария (разные кухни мира и собственные эксперименты), фуд-съемка, вкусные и яркие тексты, декор и сервировка, и кухонный текстиль (есть своя линейка авторских фартуков). Кулинарно-литературные страницы: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/603a7a1734d7580e288f6cf2 https://vk.com/id615150448 https://www.instagram.com/reciptolog/
Country : Russia
My favorite activities: cooking (different cuisines of the world and my own experiments), food photography, delicious and bright texts, decor and serving, and kitchen textiles (there is a line of author’s aprons). Culinary and literary pages: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/603a7a1734d7580e288f6cf2 https://vk.com/id615150448 https://www.instagram.com/reciptolog/
Отрывок из очерка “Сквозь века и золу — исключительная биография С. Н. Худекова”
Узнав о том, что могила С. Н. Худекова находится в центре Санкт-Петербурга, мы с мужем собрались ее навестить. На месте узнали — в комплекс Александро-Невской лавры входят: Лазаревское кладбище, Тихвинское и Никольское, действующее поныне. Оно-то и было нам нужно.
Миновав речку Монастырку и обогнув Благовещенскую церковь, мы искали вход в длинной стене кладбища, пока не увидели арку напротив Троицкого собора.
На ступеньках сидели молодые мужчины в рабочих комбинезонах, всем своим видом проповедуя жизнь среди могильных плит.
Откуда начинать поиск мы не знали, поэтому двигались по пути своих логических размышлений, над чем потом не раз улыбнулись.
Видный государственный деятель, весомая фигура в мире искусства, человек известный во многих сферах жизни, для него точно должно было найтись хорошее место. И стали мы обходить ряды близ Никольской церкви, что стоит посредине кладбища. Не нашли.
Вспомнили — ведь похоронен он был почти сто лет назад, видимо, следует искать старую могилу. Искали.
Потом нас осенило — долгое время место захоронения значилось утраченным, а в 2010 году его отыскали земляки из Рязани и новое красивое надгробье установили.
Достали телефон, посмотрели: черная плита горизонтальной асимметричной формы, вокруг свободное пространство — есть на что опереться!
Мы забирались в дебри с крапивой, путались в ветках старых деревьев и спотыкались о какие-то обломки. К сожалению, кладбище находится в запущенном состоянии. Ко многим могилам пройти невозможно, а некоторые вовсе утратили все видимые элементы, кроме фундамента, представляя собой коварные ловушки, куда легко провалиться и повредить ногу.
Все эти опасности скрывал пышный зеленый ковер. Но вот в зарослях блеснул черный прямоугольник, который оказался искомой плитой, стоящей в профиль. В успех верилось с трудом после второго обхода кладбища.
Мы стояли и думали — как же случилось, что в самом центре Санкт-Петербурга зарастает могила человека, ставшего частью славной истории этого города и всей страны.
Это чем же мы тогда гордимся? Опорами крымского моста, что дали нам 595 поводов для праздника?
Маломальское «достижение» по федеральным каналам сопровождается оголтелыми криками массовки «Россия вперед!», а могилы легендарных сынов и истинных патриотов ищут энтузиасты, устанавливают надгробные плиты за свои деньги!
Патриотизм сегодня безуспешно пытаются внедрить, как прививку, от которой народ «косит до последней возможности», а настоящие поводы для гордости, близкие каждому живому сердцу без пафосных слов, зарастают травой.
В Кронштадте летом наблюдали картину. Стоит поперек причала металлическая ограда с человеческий рост. Будка перед ней. Вход на причал по билетам для желающих подойти к военным кораблям, спущенным на воду еще в другом государстве. А рядом красуется конструкция — пятиконечная бело-сине-красная звезда на фоне якоря с большой надписью «Я патриот».
Вот это позор так позор. Получается, обозревание военной гордости России, которая должна пробудить патриотические чувства, стоит 150 рублей!
Неужели наш морской флот живет по принципу цыганской общины — на автономном обеспечении? Или это местная администрация подрабатывает? Очень хотелось бы знать, кто в нашей стране таким образом патриотизм понимает.
Печально и стыдно. «А к чему это все?» — спросит кто-то. Да это все к вопросу о том, чем мы сегодня гордимся. Тем ли?
Неужели мы у пластиковых стендов патриотизмом и гордостью за страну преисполняться должны, имея замечательные страницы в истории, восхитительные биографии соотечественников, оставивших нам бесценное культурное наследие?
Большое счастье, что отдельные энтузиасты на рязанской и сочинской земле не только хранят память о выдающемся земляке, но имеют желание и потребность поделиться ею. Такая деятельность заслуживает самой глубокой признательности, ибо в наших реалиях это миссия для стойких духом, для избранных.
В 2008 году создан Рязанский региональный общественный фонд имени С. Н. Худекова. В Ерлино с 2006 года действует Историко-культурный, природно-ландшафтный музей-заповедник, где был установлен памятник С. Н. Худекову. Открыта мемориальная доска на здании бывшего уездного собрания. Проходят литературные чтения, костюмированные балы.
Сочинскому дендрарию повезло больше, сегодня, как и полтора века назад, уникальный живой музей под открытым небом процветает. И если кто-то успел подумать, что на этой оптимистической ноте все крутые повороты в удивительной эпопее закончились, то напрасно.
В XXI веке развернулась новая глава, ошеломительная и невероятная. История возрождения виллы «Надежда» и создания Музея балета им. С. Н. Худекова имеет фантастический сюжет, основанный на реальных событиях, гарантирующий оптовый набор из Оскаров и Пальмовых ветвей!
Оставшись без любящего хозяина, вилла «Надежда» пережила непростые времена: была загородной дачей, госпиталем, конторой, подсобным помещением, складом, пожар снесла в 70-х годах прошлого столетия.
Она давно была закрыта для посещения, и ситуация изменилась только в преддверии события мирового масштаба — Олимпиады в Сочи. Ура, товарищи! Может, в каждом городе России по Олимпиаде проведем, чтобы культура, история и гордость за страну не предавались забвению.
А знаете ли вы, кого именно нужно благодарить за реставрацию виллы? Слышал ли кто-нибудь эту душещипательную историю? Сейчас услышите от лица сочинского краеведа, искусствоведа, первого экскурсовода дендрария Дмитрия Ивановича Кривошапки из интервью Новой Газете Кубани от 27.01.2017 года, записанного Денисом Шульгатым.
«В мае в саду побывала делегация, возглавлял которую Жан-Клод Килли, председатель координационной комиссии МОК. Господин Килли прошелся по центральной и нижней части парка, его внимание привлекла башенка «бельведер». Он поднялся по парадной лестнице вверх, и его вниманию предстал огромный дом, заколоченный железными решетками. Жан-Клод спросил, что это за здание. Ему ответили, что это дача основателя парка. «А почему она в таком виде?» — удивился Жан Клод. «Нет средств на ее реставрацию», — ответили ему. Гость пожелал посмотреть дом изнутри. Сбили замок, он вошел внутрь и был шокирован. В этот момент одна из сотрудниц сказала, что вилла была построена в честь горячо любимой жены Худекова, которую звали Надежда, и в ее честь была названа вилла. Это растрогало Жан-Клода, поскольку у него в жизни была схожая история. Его горячо любимая жена довольно рано умерла от неизлечимой болезни, она так мечтала о вилле на берегу теплого моря! И уже на встрече с Президентом России Жан-Клод Килли сказал, что во время Олимпиады в Сочи он хочет жить на вилле «Надежда» в дендрарии. Вот тогда-то и начался настоящий переполох, пошли подвижки. Тут уже подгонять никого не нужно было, наоборот, подгоняли нас! В марте 2013 года начались реставрационные работы, а 14 июня 2014 года состоялось открытие музея».
«Минкульт ни рубля не дал на реставрацию, все средства выделяло министерство природных ресурсов….» — сообщает Дмитрий Иванович.
И даже на этом история не заканчивается. Есть здесь и параллельная сюжетная линия, которая рассказывает о ненужности государству создания историко-культурных объектов, и что еще гаже — убиение ростка культурной жизни в малом зачатке.
Один энтузиаст поперек органов власти — что соломинка на ветру, лишь только чудо может помочь в ответ на молитвы. Это не саркастическая шутка, а все та же глава истории.
Дмитрий Иванович Кривошапка основал Музей балета имени С. Н. Худекова на вилле «Надежда» не вдруг, и не в миг. Более двадцати лет копил уникальный материал, начал работать экскурсоводом в дендрарии. Вилла тем временем продолжала оставаться складом. На предложение о создании музея руководство дендрария всякий раз отвечало отказом.
А в 2000 году руководство велело всем экскурсоводам разом забыть о трех сыновьях С. Н. Худекова и подписать бумагу, свидетельствовавшую о том, что детей у него не было. Один Дмитрий Иванович Кривошапка не поставил своей подписи.
«Я всегда молился, загадав про себя: если в жизни Худекова есть темные пятна, значит, музея никогда не будет. Но если он достоин, чтобы был его музей, я это как-то пойму, мне будет знак» — делится с Новой Газетой Кубани Дмитрий Иванович.
Молитвы были услышаны, Дмитрия Ивановича попросили возглавить научную библиотеку и архив научно-исследовательского института в дендрарии. Ключи от виллы вручили, где он с радостью стал пополнять созданное фондохранилище. Ожила надежда о реставрации…
Далее следует кульминация волшебной сказки про сентиментального француза, посетившего в 2010 дремучее русское царство, которое, волею небес, выбрали для проведения Олимпиады. Ну, как-то так…
Сегодня здесь располагается Музей балета имени С. Н. Худекова. Воссоздан интерьер комнат, в том числе кабинет, музыкальная гостиная, балетный зал, столовая с буфетом, который члены семьи прозвали «скатертью-самобранкой», потому что через него из кухни подавались блюда в столовую. Частная библиотека семьи представлена 160 книгами, включая знаменитую «Историю танцев».
Артисты балета передают в дар музею фотографии, журналы с памятными надписями, автографами, диски с выступлениями, сценические костюмы.
В 2010 году платье из балета «Баядерка» передала народная артистка СССР Габриэла Комлева. Годом ранее балерина из Венесуэлы Клара Сазанова подарила курорту свое платье.
Прима-балерина Мексики Элиза Каррильо Кабрера «с большой любовью, нежностью и преданностью» подписала свои пуанты и подарила их курорту.
Отгорели пожары революций, отгремели лозунги, прошел период отторжения ненавистной «имперской» культуры. Пробивается трава из золы, сквозь века проступают строчки, жизнь все расставляет по местам, возрождает культурную память.
После знакомства с биографией Сергея Николаевича Худекова, понимаешь — какое счастье, что у нас есть такие вдохновенные истории! Какое благословение, что самоотверженные люди собирают их по осколкам, хранят драгоценную память. Такие истории нужно беречь, преступно втаптывать их в землю, ибо это есть наша истинная гордость, радость и вдохновение.
(3 оценок, среднее: 3,67 из 5)