Страна: Беларусь
Я журналист и писатель. Пою в рок группе. Пишу стихи.
Country: Belarus
I am a journalist and writer. I sing in a rock group. I write poems.
Отрывок из эссе “Рождение Мифа”
Человечество вряд ли когда-нибудь узнает причину своего происхождения. Невзирая на всю прогрессивность современной науки, допускающей сотрудничество религиозных ученых с атеистами, и не запрещающей сторонникам принципиально различных теорий работать вместе, мы не сможем точно ответить, откуда взялся наш вид.
Мы можем лишь предполагать, имея на руках мнимые доказательства, интуитивно двигаться в какую-либо сторону, подобно песку на дне океана, следовать голосу волн, выдвигая гипотезы, на основе которых другие люди, возможно, будут строить свои теории. Но какими бы логически правильными эти теории не казались, им вряд ли окажется по силам выйти из разряда предположений и претендовать на Истину.
Ведь первородный Хаос не уменьшится до размеров чашки Петри и не позволит изучать себя в ней под микроскопом. Как люди не пытались создать тот самый первородный бульон, из которого, согласно Теории Большого Взрыва, на нашей планете появилась Жизнь – все напрасно.
Неудивительно, что у них ничего не получалось. Не так уж много среди нас фанатиков, упрямо считающих, что человек представляет собой лишь набор микроэлементов, клеток, нейронных связей и синапсов. Как вид, мы узнали обо всем этом не так давно. Но даже сумев рассмотреть мозговую активность под микроскопом и выделив некоторые цепочки ДНК, мы лишь сумели приблизится к ответу на вопрос «КАК?», а вовсе не «ПОЧЕМУ?»
Должно же быть еще ЧТО-ТО, что заставляет весь этот набор ингредиентов складываться тем неповторимым образом, который и представляет конкретного человека. И это происходит день за днем, вопреки логике, здравому смыслу и самым прогрессивным научным подходам. Чудо жизни – такой же естественный в своей простоте процесс, как, скажем, насморк – только длится подольше. Он естественен, как смена дня и ночи, но до сих пор необъясним, в отличии от первого и второго.
В итоге, именно эта тайна и делает нас уникальными. Вряд ли кто-то добровольно решится примерить на себя роль случайным образом собранного пазла, который распадется также незаметно, как и собрался, когда обветшает и умрет. Выйти из небытия и туда же уйти, ничего после себя не оставив – приговор похуже казни. Ведь он обрекает каждого из нас на забвение. Даже хуже – он обесценивает саму нашу жизнь, бытие.
Поэтому мы так истово цепляемся за родственные связи, ищем свои следы в глуби веков по фамилиям предков, рожаем детей, оформляем наследство и пишем завещания. Мы просто не хотим терять то самое чудо, которое однажды подцепили, словно простуду. Мы страшимся не оставить своих следов под сенью древних звезд, не проложить собственных маршрутов на карте этого мира. Иначе все окажется зря и ученые будут правы, пытаясь воссоздать мировой океан в своих пробирках.
А когда человеку страшно, он рассказывает истории. Гений рассказывает интересно, дурак – страшно, педант – с любовью к деталям, деятельный – кратко, артист – красиво, а зануда – обстоятельно. Но чтобы тьма по-настоящему отступила и где-то внутри стало уютно и тепло от того, что кто-то знакомый держит тебя за руку, в этих история должна, нет, просто обязана содержаться крупица Истины.
Той самой, которую тысячи лет кряду не могут найти вереницы алхимиков, богословов, ученых и философов. Хорошая история, как и человек, всегда состоит на две трети из тайны, фантастичного вымысла и звездной пыли, а на одну треть – из Мифа.
Того самого Мифа, по которому можно мерить возраст Вселенной. Того Мифа, который пахнет жаром пещерных костров и мясом первых мамонтов, добытых сообща племенами гоминидов, позже называемых прачеловечеством. Этому Мифу мы обязаны речью, чувствами, воображением и восприятием. Он научил нас представлять, «а что там дальше, за теми горами-реками», и о том, кто населяет далекие пространства среди звезд…
Миф научил нас говорить и пересказывать, а также придумывать новые истории друг для друга, для наших детей. Ему по силам объяснить даже то, чего разум человека еще даже спрашивать не пытался, наполняя каждого из нас некоей глубинной мудростью, от чего мир вокруг становится светлее, понятнее и больше, по-настоящему превращаясь в место, которое можно назвать своим домом.
Рождение Мифа среди суеты хаоса и есть абсолютная Истина. И несмотря на то, что Мифов сегодня великое множество, суть Их одна. Это пересказ сотворения мира. Краткий, условный и очень аллегоричный, но в то же время простой и изящный. Понятный.
И это прекрасно.
Магия первозданного Мифа так велика, что сегодня все мировые религии так или иначе содержат его в своих доктринах, хотя и толкуют по-своему. И тем не менее, древняя истина так глубока и пластична, что может пережить любую редакцию, трактовку и изменение. Это будто портняжный эрзац пальто, которое можно править стежок за стежком – его форма, конечно, изменится, но основа останется той же.
Мифом пронизан культурный код человека. С его помощью мы можем представить, как вселенский Уроборос, созданный из змееподобной вереницы упорядоченных и раскаленных докрасна метеоров, выходит из истока, нанизывая на себя, будто кольца Юпитера, все новые Мифы.
Миф о рождении демиурга – божественной сущности, тяготеющей к созиданию. Миф о хтоническом зле, клубящемся в океане космоса, одолеть которое необходимо, чтобы появилась возможность для создания жизни.
Миф о женском начале. Миф о противостоянии и гармонии. Мифы об отречении и искушении. Мифы о героях и злодеях, о порядке и хаосе.
И наконец, Миф о гибели всего сущего. Миф о конце света. Миф о Великой тьме и крушении времен. После чего, конечно, Змей укусит себя за хвост, и все начнется сначала. Своего рода ребут, перезагрузка.
Эта последовательность сегодня кажется настолько древней, что неспособна вызвать ни дрожи, ни даже мимолетной мысли. Но это лишь на первый взгляд. Мифы лишь дробятся и множатся, ведь и людей становится больше. Причем мы сами транслируем своими поступками то, что вкладывалось в нас всеми предыдущими поколениями.
Судите сами: герой рождается, преодолевает трудности, знакомится с женщиной, заводит семью, и них появляется ребенок. Казалось бы, самая предсказуемая последовательность из всех возможных. Но это лишь базовый Миф о демиурге-созидателе.
Если мы добавим сюда любое обстоятельство – переменную, разбивающую привычный порядок вещей, это послужит лишь основой для другого базисного Мифа, например, о противостоянии.
Более того, базисные Мифы активно транслируются в популярной художественной живописи, музыке, литературе. Особенно литературе, где по-настоящему успешными являются те произведения, что проходят проверку временем. Это не модная макулатура, о которой забываешь еще в моменте прочтения, а история, рассказанная пусть и в стомиллионный раз, но содержащая Истину.
Сюжет здесь не принципиален. Подача – тоже. Ведь гений рассказывает интересно, дурак – страшно, педант – с любовью к деталям, деятельный – кратко, артист – красиво, а зануда – обстоятельно…
Как видим, Уроборос снова кусает собственный хвост, ведь все циклично и заканчивается сначала.
Поэтому настоящие истории всегда будут сопровождать таинство жизни. Они будут звучать сквозь тьму ночей, задолго после того, как их авторов в живых не останется. Поскольку Мифов много, но суть их одна.
И пока такой порядок вещей не будет нарушен, человечеству не стоит переживать о бессмертии – оно уже достигнуто. Это тоже истина, которая останется неизменной, даже если о ней забыть…
Так что Вы знаете о Мифе?
(Пока оценок нет)