Сагынбай Ибрагимов

Страна: Узбекистан

Являюсь членом Союза писателей Узбекистана и Каракалпакстана с 1988 года. Опубликовал ряд поэтических сборников на каракалпакском языке. Прозу и эссеистику пишу на русском языке.

Country: Uzbekistan

Member of the Writers’ Union of Uzbekistan and Karakalpakstan since 1988. Published a number of poetry collections in the Karakalpak language. I write prose and essays in Russian.

Отрывок из эссеистики “ Зеркало“

 

Культурологические эссе 2007-2008 годов

 

Черная капля. Белый снег 

Потомок бело-желтоголового лебедя 

Рождения предания 

Дыхание провидения 

Содержание страницы 

Доброе имя живет в веках 

Судьба человека и творца 

Свидетельство о своем времени  

Загадка одного сюжета 

Величие судьбы 

Женщина глазами поэта 

Перечитывая моего учителя 

Скрип пера, шелест бумаги… 

«Читай, чтобы  размышлять…» 

Быть образованным – это прагматично 



ЧЕРНАЯ КАПЛЯ. БЕЛЫЙ СНЕГ

 

Ближе к утру спящего Горуглы окружили триста шестьдесят святых и подготовили его к достижению жизненной цели: усыпили, вскрыли грудную клетку, все там помыли, наполнили его сердце светом и обратно расположили все внутренности по местам, потом разбудили. Дали ему выпить божественного напитка. И спросили святые у Горуглы, каковы будут его пожелания для своего счастья в этом и на том мирах. 

Первое его желание было: дайте мне самому и моему коню по сто двадцать лет жизни, а также неуязвимость, чтобы, даже получив по сто двадцать ран, я сам и мой конь мгновенно вылечивались бы.

Второе его желание было: чтобы, попав в руки врага, чудесным образом избавлялся, а также – чтобы мой меч разил только врага, но не друга. 

Третье желание было: дайте мне полноценность веры на том свете, а также – вложите в мою душу знания семидесяти двух языков.

Святые три раза сотворили молитву за исполнение его желаний. 

 Когда все завершилось, нашего героя поразила запоздавшая мысль: он же себе наследника попросить забыл! 

Горуглы кричит: Ау святые мои, дайте мне также сына, который займет мое место в мире после моей смерти!

Нет, отвечают ему святые, мы дали тебе возможность высказать три своих сокровенных желания, чтобы ты жил, не зная ни в чем недостатка, и три раза тебя благословляли. И если б желание сына было среди них – оно исполнилось бы, теперь уже поздно. 

Безутешный Горуглы стал плакать горькими слезами. Тогда Святой Али – Лев Всевышнего – сжалился над ним и сказал ему: хотя у тебя сына не будет, но память о тебе не померкнет до скончания веков, и это то, что я могу сделать для тебя. 

И святые исчезли с первыми лучами восходящего солнца.

Поучительная история, не правда ли?!

И – многозначительная. 

Всегда необходимо твердо знать, что тебе конкретно нужно в этой жизни – выделить самые важные из разлитого морем потока своих душевных импульсов. 

В этом эпизоде из эпоса «Горуглы» отразился один из ключевых моментов модели человеческой жизни в нашей традиционной культуре. 

Жизненный путь человека может быть успешным лишь в том случае, если он всецело воспринял волю Создателя и живет по его заповедям; восприятие этой веры возможно лишь чистою душою; Всевышний ведет своего избранника праведною стезею… 

(Когда сыны Израиля скитались в пустыне, Слава Господня двигалась впереди в виде облака: только таким путем Бог мог руководить Израилем).

В наших эпосах место человека в мире представляется таким образом.

Высшей судьей человеческой жизни является Бог – создатель всего сущего. Он требует от человека повиновения его воле, его воля – это направление человека на правильный путь, и за сотворенное тобою добро Бог награждает, а за совершенный грех – наказывает. Все ясно, просто и однозначно. 

Человеку не дано знать подлинного смысла знамений Господа.

Человеку не дано также непосредственно сообщаться с Богом. 

(Когда Муса возжелал лицезреть Аллаха, ему было объяснено, что это невозможно, и для наглядности Господь явил свой свет горе – гора превратилась в прах, что Муса пал пораженный). 

В наших эпосах героя ведет по жизненному пути святой покровитель: он может быть Хызыр-Илйас, Жайылхан-баба, Тукли-Азиз-баба, имена могут быть разными, но функция одна – святые покровители являются посредниками между человеком и Богом. 

Самым характерным из числа этих святых покровителей является образ Хызыра-Илйаса.

По исламским представлениям, Хызыр (Хидр) – праведник, которому дарована вечная жизнь, чтобы поддержать в людях веру в Аллаха, один из четырех бессмертных наряду с Исой, Илйасом и Идрисом. 

В нашем эпосе произошло сращение двух имен –Хызыр-Илйас.

Святой Хызыр представлялся в облике благочестивого старца, одаряющего изобилием и счастьем тех, кто воочию увидит его. По народному поверью, его можно узнать по рукопожатию – у него на большом пальце нет среднего сустава…

Образ нашего святого старца, разумеется, восходит корнями к культу предков у древних тюрок. В первоначальном исламе не было института святых – он появился после трансформации этой религии на ирано-туранской почве. 

В «Алпамысе» покровителем героя выступает Жайылхан-баба – святой предок коныратского племени. 

В «Коблане» эта функция возложена на Хызыр-Илйас-баба.

В «Едиге» святым покровителем Едиге и его сына Нурадина выступает Тукли-Азиз-баба, предок племени мангытов. 

В приведенном нами эпизоде из «Горуглы» святые духи внутренне подготавливают нашего героя к своей судьбе – и будут оказывать ему поддержку в жизненных испытаниях согласно его вере. 

Святые наполнили сердце героя божественным светом. Эта метафора говорит о том, чтобы принять истинную веру, человек должен внутренне перестроиться. И такая духовная трансформация происходит в человеке на его пути к совершенству. Стремящийся к совершенству человек – человек на пути к истинной вере.  

Метафора корнями уходит в общеизвестную мусульманскую легенду. Мухаммед потом вспоминал, что в детстве, когда он находился в доме своей бедуинской кормилицы (ему шел четвертый год), его посетили ангелы – двое в белых одеяниях. Один держал в руках золотой таз, наполненный ослепительно-белым снегом. Они положили Мухаммеда на спину, и, раскрыв грудную клетку, вынули его сердце. Из сердца извлекли каплю черного цвета и отбросили ее прочь. Затем они вычистили сердце и внутренности ребенка снегом, и, вложив сердце на место, удалились. 

Эта легенда так трактуется: ангелы по указанию Бога полностью очистили сердце его пророка – посланника в мир людей – от скверны греха. 

Хотя Бог наделил человека бессмертною душою, вдунув в него свой дух, сотворенный из праха человек подвержен грехам, и, чтобы идти по праведному пути, ему надо духовно очиститься, и на этом пути ему нужен поводырь, который и представлялся в образе святого покровителя – Хызыр-Илйаса и других персонажей нашего эпоса. 

Глубокомысленна эта метафора: чтобы принять призыв Бога, внутренний мир человека должен быть трансформирован – Истина воспринимается чистой душой. Вера – это путь очищения своей души при свете величественного образа Всевышнего. 

Создатели и слушатели наших эпосов верили в Божественное предопределение – что Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу. 

Это вера в то, что за нашим героем стоит некая высшая сила, благоволящая к нему и его идеалам.

И эта вера формировала идеалы, к которым должны были стремиться люди, чтобы в их сообществе царил мир и порядок. 

Религия всегда существует в конкретном социальном контексте, питаясь культурой и исторической традицией.

Человеческое сознание основывается на огромном многообразии опыта, включая и опыт религиозный, и весь этот опыт и возникшее на его основе понимание жизни предстает перед нами в нашем фольклоре. 

 В любой культуре каждый обычай, идея, верование выполняет определенную жизненную функцию. Главная из них – поддержание стабильности общественного порядка.

Идеалы общества со времен Заратуштры не изменились: правильная мысль, правильное слово и правильное дело. Как все просто, но как трудно их реализовать в жизни!

 В среднеазиатский ислам вошли определенные идеи и представления, как иранского зороастризма, так и тюркского пантеизма. 

Зороастризм философски осмысливает мир на основе дуалистической идеи о непримиримости и постоянной борьбе светы и тьмы, добра и зла. Человек должен быть на стороне света и добра.

Он должен быть доброжелательным, умеренным в помыслах и страстях, помогать ближним. 

Человек творец своего счастья – от его выбора между добром и злом зависит его судьба. Для борьбы со злом человек, прежде всего, должен очиститься духом. 

В этой философии жизни цель человеческого существования – совершенство.

Стремление к совершенству есть воля человека к реализации уникального смысла своей жизни. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни, а жизнь ставит перед нами этот вопрос, и человеку приходится постоянно отвечать на него своими действиями.

Эта модель человеческой жизни и запечатлена в наших бессмертных эпосах.

Человек должен жить с чистой душою – вот главная черта модели человеческой жизни в нашей традиционной культуре. Жить праведной жизнью ради тех людей, среди которых он живет. 

Очень простая мысль и очень простое требование. 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка…