Евгений Скоблов

Страна: Россия

Литературным творчеством занимаюсь более 30 лет. Издано 25 книг художественной прозы, участник более ста периодических литературных изданий, являюсь руководителем четырёх проектов коллективных изданий публицистики. Увлечения — литература, живопись, кино, музыка, филателия.

 

Country: Russia

I have been writing literature for over 30 years. Published 25 books of fiction, a participant in more than a hundred literary periodicals, I am the head of four projects of collective journalism publications. Hobbies — literature, painting, cinema, music, philately.

Отрывок из публицистики ”Космические конверты: адресат- Земля”

Помимо непосредственно почтовых марок, мой папа в какой-то момент увлёкся коллекционированием почтовых конвертов «Первого дня» (КПД).  Сейчас я не могу точно вспомнить, когда это увлечение появилось и незаметно перешло в область коллекционирования, но папа кроме новых марок  стал периодически мне показывать самые разные, очень красочные  КПД советского производства, посвящённые былым достижениям и новым  вехам в истории советской космонавтики, а также очень необычные для восприятия советского школьника, американские конверты.

Более того, в 1976 году в ходе подготовки к Хмельницкой городской филателистической выставке папа  принимал непосредственное и самое активное участие в издании и специальном гашении конвертов, посвящённых 15-летию полёта Юрия Алексеевича Гагарина. Кстати, эти конверты в те годы широко разошлись по стране и миру, вошли в международные каталоги,  а теперь  иногда попадаются мне в интернете (в том числе на зарубежных интернет-ресурсах) и пользуются интересом у коллекционеров.

А годом раньше, в июле 1975-го  папа лично разработал эскиз штемпеля к конверту, посвящённому экспериментальному полёту кораблей «Союз» и «Аполлон» 1975 года. Конверт с этим штемпелем не сохранился в нашей коллекции, а вот эскиз, работы Марка Скоблова сохранился. И вот недавно (когда уже сам увлёкся коллекционированием КПД), «блуждая» по филателистическим сайтам, я вдруг нашёл что-то очень знакомое… Да, это был, конечно, он. Клубный конверт Хмельницкого отделения ВОФ, датированный 17 июля 1975 года обнаружился в городе  Первомайске Нижегородской области… Разумеется, я сразу же его заказал, не задумываясь о цене.  И вот… проделав путь сквозь  Пространство и Время (47 лет, 5 месяцев и 3 дня) конверт  снова оказался в нашей коллекции и занял своё место среди самых дорогих для меня экспонатов.

А однажды произошло маленькое, и не очень обыкновенное в советской действительности чудо. Папа пришёл из клуба филателистов и сказал, что у нас появилось нечто необыкновенное и … дорогое. «Ты только маме не говори», —  сказал папа когда  присел за стол, достал увеличительное стекло, пинцет и кое-какие  бумаги, в которых отмечал все коллекционные приобретения.

Затем открыл маленький альбом, с которым обычно ходил в клуб. Я увидел два конверта, украшенные крупными эмблемами, марками, штемпелями, всякими надписями и подписями.   

— Смотри, — сказал папа, — эти конверты посвящены полёту на Луну «Аполлона-15». Печати и свои автографы астронавты поставили прямо на Луне.

С левой стороны конвертов под яркой круглой красно-сине-белой эмблемой миссии «Аполлон-15» стояли три подписи, сделанные разноцветными фломастерами. Справа вверху наклеены обычные почтовые американские марки с изображением какого-то политического деятеля США прошлого века и астронавтов на лунном автомобиле (ровере). Конверты были пропечатаны квадратными штампами с логотипом NASA, а рядом располагалась обычная круглая печать почтовой службы с датой 26 июля 1971 года.

Через очень много лет я узнал, что это были конверты из-за которых в 1971-1972 годах разгорелся один из самых известных почтовых скандалов. Выяснилось, что по договору с одним крупным европейским коллекционером и бизнесменом Германом Зигером (посредником выступил некий  Уолтер Айерман, прим. автора), астронавты Дэвид Скотт, Джеймс Ирвин и Альфред Уорден негласно пронесли на борт корабля  398 конвертов и провели их гашение, находясь на поверхности Луны. Правда, по другим источникам, они это сделали уже после возвращения, во время карантина на борту вертолётоносца «Окинава». В общем, они погасили конверты и поставили свои подписи.  По условиям сделки, 298 конвертов оставались у астронавтов. Они же получили за услуги по 7000 долларов США каждый (7 000 долларов в 1971 году эквивалентны по покупательной способности примерно 54 000  в 2023 г., прим автора) . 100 конвертов передавались Зигеру с условием, что они не пойдут в продажу до окончания программы Аполлон. Но последний начал продавать их в Европе уже в сентябре 1971 года по цене 1500 долларов за штуку ($ 11.500 сегодня, прим автора).

Узнав об этом, командир экипажа  Дэвид Скотт потребовал вернуть оставшиеся конверты. Все астронавты отказались от вознаграждения и возвратили полученные суммы. Но скандал набирал обороты, разбирательство инцидента вышло на уровень Конгресса США. В результате был наложен строгий запрет на их реализацию, поскольку коммерциализация  Лунной программы в частном порядке не допускалась. Большую часть реализованных конвертов удалось вернуть, но астронавты были сурово наказаны и отстранены от дальнейших полётов. Вообще же, миссия «Аполлон-15» стала одной из самых успешных и самых скандальных в истории программы. Экипаж испытал новую систему связи, кино и телевизионных съёмок и трансляций, был опробован в деле первый лунный ровер и работа камер, установленных на нём. С поверхности Луны на Землю было доставлено много ценной информации и образцов лунных пород, среди которых — известный во всём мире Камень Бытия, найденный астронавтами возле кратера Спар в районе Болота Гниения…          

Кроме этого, во время выполнения программы исследований, 1 августа 1971 года в районе Хэдли-Аппенины (юго-восточная окраина Моря Дождей, район прилунения «Аполлона-15»),  астронавты установили мемориальный памятник «Павшего астронавта». Это была миниатюрная (8,5 см)  алюминиевая фигурка космонавта в скафандре, лежащего навзничь (автор Пол ван Хэйдонк) и табличку, на которой были выгравированы имена погибших и умерших 8 американских астронавтов и 6 советских космонавтов за всю историю освоения космического пространства на то время. Помимо Юрия Гагарина, Владимира Комарова и Павла Беляева  на табличке увековечены имена Георгия Добровольского, Владислава  Волкова и Виктора Пацаева, которые погибли при возвращении на Землю из своего полёта на корабле «Союз-11» месяцем ранее.

Забегая вперёд скажу, что в честь этого события, 12 февраля 2020 года Мальдивской Республикой был выпущен памятно-мемориальный комплект (тираж 600 единиц) , состоящий   из сувенирного листа и блока. Я разыскал эти экспонаты в одном интернет-магазине  и, не задумываясь приобрёл, несмотря на достаточно высокую цену.

Обо всём этом, я узнал более чем через сорок лет, когда сам увлёкся историей реализации космической программы «Аполлон». А тогда я держал в руках конверты, которые побывали на Луне и мне не хватало ни воображения, ни жизненного опыта, чтобы в полной мере оценить всю грандиозность этого момента.

Сейчас я, конечно, допускаю, что в Советский Союз вряд ли могли попасть оригинальные конверты  «Аполлона-15», и очень возможно, что это были очень точные копии… Но как их можно было изготовить в СССР, кустарным способом в середине 1970-х годов мне не очень понятно. Возможно, они были изготовлены в Европе или даже Америке специально для продажи филателистам из стран социалистического лагеря, и тогда их должно было быть много или очень много. Но я больше ни у кого, ни в то время, ни позже ничего подобного не видел. Относительно недавно я узнал, что конверты из той самой серии сейчас можно приобрести на аукционах США и Европы за очень большие деньги.

Эти конверты, даже если они являлись копиями, были без сомнения украшением всей папиной коллекции и я  могу только догадываться,  какие деньги заплатил за них папа в середине семидесятых. Но он был романтиком, настоящим Мечтателем и подержать в руках частицы Истории, соприкоснуться с Великим в разделе «Космические достижения цивилизации» для него было гораздо важнее любых денег…

Тогда я, может быть неосознанно, навсегда запомнил и тот вечер и конверты. Они лежали в коробке из-под сувенирных сигарет и ждали своего часа, может быть и не часа, но, хотя бы 15 минут славы в моей личной увлечённости филателией, той, которую безусловно, заслуживали.

Когда в августе 1978 года папы не стало, все конверты и коллекцию марок сохраняла мама. Много позже, где-то в середине 80-х мама мне рассказала, что к ней приходил кто-то из  папиных друзей — коллекционеров. Она его смутно помнила по тем временам, когда папа был ещё жив, и его фамилия мелькала в разговорах по телефону. Этот коллекционер сказал, что в городском обществе филателистов проводится подготовка к большой выставке по космической тематике и для наиболее успешного её проведения очень нужны  папины конверты. Они, рассказывал друг папы, будут представлены на отдельном стенде, с указанием фамилии и данных владельца, чем будет оказано большое уважение памяти Марка Скоблова. Мама, будучи человеком, в общем проницательным и внимательным, тем не менее отдала коробку с конвертами при условии, что после выставки они будут возвращены в целости и сохранности.

Миновала неделя, потом ещё одна, а затем и месяц после окончания выставки. Ни конвертов, ни друга папы не наблюдалось и мама забеспокоилась. Она стала разыскивать коллекционера, который как назло куда-то испарился. Через каких-то знакомых, через нервы и тревоги, она, наконец,  дозвонилась до него ещё через две недели и потребовала, чтобы конверты были немедленно возвращены. Друг папы принёс извинения за то что не смог вернуть конверты вовремя  и объяснил, что сначала выставку никак не удавалось открыть, а потом никак не могли закрыть. Потом он болел, потом был в командировке, а затем и в отпуске, но в ближайшие дни он обязательно всё вернёт.

Через пару дней этот коллекционер (и друг папы) конверты вернул, но чего это стоило маме, человеку, который как и папа всегда доверяла людям, особенно тем, кто считался друзьями…

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)

Загрузка…