Страна : Узбекистан
Курбонмамадов Акназар — доктор философских наук, профессор. Автор 5 монографий об эстетике Средней Азии и Ирана и более 150 научных статей, опубликованных в научных изданиях.
Country : Uzbekistan
Kurbanmamadov Aknazar — doctor of philosophical Sciences, Professor. Author of 5 monographs on aesthetics of Central Asia and Iran and more than 150 scientific articles published in scientific journals.
ГОРНЫЕ КРАЯ – БОГОМ ЗАБЫТЫЕ МЕСТА
В странах Центральной Азии, куда не повернешься — повсюду проблемы. Это проблемы коррупции, авторитаризма, местничества, кумовства, сервилизма, подавления волеизъявления и прав личности, манипуляции сознанием людей и т.д.
Если выражаться общими понятиями, то эти социальные, правовые образовательные, политические, экологические, политические и т. д. проблемы, которые требуют своего осмысления в рамках цивилизованных парадигм.
Корни этих проблем уходят в прошлое, в глубокое средневековье. Удивительно то, что вышеназванные проблемы по сути своей не изменялись на протяжении ряда веков, а искусно передаются от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, меняя только форму своего проявления. Об этих проблемах нельзя просто писать или только констатировать их. Еще в начале XVIII века, небезызвестный поэт из Бухары Дж. Озик писал: «то, что творится в общественной и политической жизни народов Средней Азии, поэт не может говорить без слез, а ученый не может писать без презрения и негодования».
Много воды утекло с того времени, когда поэт высказал эти слова, но ситуация не менялась до нашего времени. Она усугубилась больше и глубже.
Возьмем в качестве предмета рассмотрения одну из вышеназванных проблем — проблему экологии. Известно, что экологическая ситуация в Европейских странах и в странах Центральной Азии вызывает различные реакции и отношения в обществе. В Европе, хотя время от времени, проблемы экологии становятся предметом дискуссии научно-теоретического анализа ученых, создаются партии (например, партия Зеленых), пишут тревожные статьи в журналах и СМИ в целом, формируются фонды для предотвращения экологических бедствий и т.д.
Что касается государств Центральной Азии, то здесь традиционная беспечность и безответственность (или выражаясь более деликатно — отсутствия экологической культуры в обществе и у государств) перед Природой, приводит к разрушению, тихой и неминуемой гибели.
Не помню, кто-то из современных экологов сказал: «Если на планете Земля в недалеком будущем происходит экологическая катастрофа, то, она, непременно, берет начало со Среднеазиатских республик — Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркменистана, Южного Казахстана.
Эти Республики, как известно, находятся в далеком расстоянии от великих океанов, морей, рек и лесов. Здесь степь, пустыня, непроходимые горы и перевалы властвуют над людьми и показывают свои «капризы» людям через песчаные буры, снежные обвалы и сели, засухи, землетрясения, наводнения.
Действительно, человек во многом формируется природой, географической средой, как в свое время утверждали английские и немецкие романтики XVIII века.
Отсюда суровость и бедность жителей гор, угрюмость и замкнутость жителей степи, неповоротливость и сонливость жителей пустыни.
Города, поселки, да и всю территорию республик Средней Азии, можно считать музеем экологических катастроф под открытым небом. Как утверждают авторитетные ученые-археологии, историки, этнографы, здесь, под землей лежат целые города и цивилизации. Эти города и цивилизации исчезли не только в результате войн между различными племенами и этносами, но и в результате экологических катастроф (Истравшан, Пенжикент, Афрасиаб, Мерв, Хорезм и др.).
Так, например, главные реки Средней Азии Амударья и Сырдарья, по свидетельству историков, геологов, в результате климатических изменений, несколько раз изменили свое русло и траектории движения. Горные реки Пяндж и Вахш, в Таджикистане, в результате неразумного вмешательства в окружающую среду, перед глазами нынешних поколений, изменили «характер» своих течений. В 1911 г. в результате сильного землетрясения в высокогорном Бадахшане (Памир) образовалось Сарезское озеро, на высоте почти 3 255 м. над уровнем моря. Оно содержит объем воды более 17 км. куб, раскинувшейся на расстоянии 70 км. с глубиною 505 м. Фактически Сарезское озеро висит, как Дамоклов меч, над головами 40 миллионов жителей Таджикистана, Узбекистана, Афганистана и Туркмении. Беспечность и невнимательность по отношению к Сарезскому озеру, или просто забывчивость опасности его прорыва, может привести к исчезновению трех республик с карты мира. Мы, отнюдь, не драматизируем события с Сарезским озером. Мы просто констатируем природный фактор.
Проблема гор крайне сложна и с большим трудом подается решению. Отсутствие плодородной земли и богатой растительности, пастбищ для содержания крупного и мелкого рогатого скота, нехватка земли для построения жилища и т. д. заставляют людей покинуть родные места и эмигрировать куда угодно. Горные жители Таджикистана, например, уезжают в самые отдаленные места Российской федерации — остров Сахалин, Чукотский полуостров, Сибирь, Якутию и т.д., где с большим трудом адаптируются к непривычным географическим условиям и осваивают разговорный русский язык.
К сожалению, проблема гор и горных жителей никогда серьезно не рассматривалась ни в ООН, ни в европейских общественных и государственных структурах. Проблема гор Таджикистана, Киргизии и Узбекистана — это не только проблема названных республик. Эта проблема — мировая, общечеловеческая.
В наше время бездушные и бюрократические разговоры об экологии гор, не согласуются с их значимостью для человеческой жизни. Можно ли сложа руки, ничего не делая для сохранения чистоты гор, без которых наше существование в Центральной Азии немыслимо.