Tatjana Kaiser

Страна: Германия

Родилась в г. Ашхабаде (Туркмения), геофизик. С юности писала стихи, прозу. Член Международной гильдии писателей (МГП), Германия. Член франко-европейской литературной ассоциации (AFEL). Дипломант международных конкурсов. Пишу философскую прозу, лирику, сказки и стихи для детей. Публикации в печатных изданиях Гер-мании, России, Франции – 57 сборниках, 22 журналах, на 10 интернет-сайтах. Ряд работ переведен на немецкий и болгарский языки. Изданы 7 книг. Полная информация на сайте https://www.tatjanakaiser.de


Country: Germany


Отрывок из аллегорического рассказа “Пруденция, или Благоразумие”

Пустынная площадь перед Апостольским дворцом. Нет привычного для этого часа неиссякаемого потока посетителей, особенно многочисленного в последнее воскресенье месяца, когда вход в музеи Ватикана бесплатный.

Именно теперь в этот воскресный день Сикстинская капелла – символ и центр христианского мира, главная капелла Апостольского дворца и жемчужина музеев Ватикана, настоящая сокровищница произведений искусства эпохи Возрождения, хранящая реликвии христианства и уникальные творения великих мастеров, – распоряжением главы Римской курии предоставлена для особого необычного саммита. В этом изолированном от внешнего мира помещении все было оформлено определенным образом. Перед алтарем капеллы размещен стол с зеленым покрывалом, на который в особых случаях, таких как выборы Папы, устанавливают золотой кубок, урну для бюллетеней и рядом чугунную печку для их сжигания, а ныне – огромный плазменный экран с картой мира, помеченной мерцающими красными маркерами  опасности, особенно усеявших Китай, Италию и Соединенные штаты Америки. Этот экран апокалиптически смотрелся новой деталью алтарной фрески Микеланджело – «Страшный суд». Для участников встречи вдоль стен расставлены троны – обтянутые красным бархатом кресла с укрепленными над ними фиолетовыми балдахинами, не позволяющими в полноте обозревать грандиозный потолок, расписанный Микеланджело, фрески Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля. Ничто не должно было отвлекать присутствующих от того, ради чего они собрались из разных эпох и мест.

Здесь собралась члены Лиги Абсолютных Добродетелей – ЛАД. Абсолютные – потому что они, вечные и неизменные, противостоящие всякому относительному и обусловленному Бытию, охватывали все ценностно-значимые аспекты духовно-нравственного совершенства человека. Лига была представлена фракциями добродетелей Древнего Египта, Греко-римской античности, религиозных традиций  Буддизма, Даосизма, Иудаизма, Христианства, Ислама, Джайнизма, Бахаи. Наряду с ними принимали участие и партии Римских добродетелей, Семи небесных добродетелей, Рыцарских добродетелей средневековой Европы, Прусских добродетелей, и орден Самурайских добродетелей. Тут же были и группировки Английских, Французских и Американских добродетелей, секция Теологических добродетелей, сообщество новых добродетелей от объективистской этики, называемых уже добрыми эмоциями, а также более современные локальные команды добродетелей. И уж совсем новое братство из недавно названных Римским папой современных добродетелей. Наиболее многочисленными были Римская, Рыцарская и Прусская партии. Кстати следует отметить, Прусские добродетели, также известные как немецкие добродетели времен эпохи Просвещения, и до сей поры играют важную роль в немецкой культуре.

Самые почтенные кардинальные добродетели античной этики – Мужество, Умеренность, Справедливость, Благоразумие, названные еще Эсхилом и вошедшие в позднеантичную традицию через философов Платона, Аристотеля и стоиков, в начале уже нашей эры выделенные апостолом Павлом вместе с тремя богословскими добродетелями Верой, Надеждой, Любовью, постулировали идеальные качества человека. Эти семь кардинальных добродетелей, признанные евангельскими, были и среди конфуцианских, буддийских, исламских и иудаистских патриархов и являлись наставниками для всех остальных. Не было удивительного в том, что некоторые члены Лиги состояли одновременно в нескольких фракциях, партиях, коалициях, союзах.

Почетными членами Лиги кроме знаменитой плеяды философов Античного мира и Востока были и такие как Кант, Декарт, Ницше, Франклин, хотя их философия, так называемого Нового времени, вообще поставила под сомнение список существующих к тому времени добродетелей. А еще были Девять Достойных, представлявших идеалы рыцарства и вооруженной добродетели в средневековой христианской традиции, избранные образцами для подражания всем европейским дворянам, которые обязались с оружием в руках стоять за веру. Это три праведных язычника – Гектор, Александр Великий и Юлий Цезарь, три честных иудея – Иисус Навин, Давид и Иуда Маккавей, и три добрых христианина – Король Артур, Карл Великий и Готфрид Бульонский.

И вот в этот день собрались на такой важный саммит члены ЛАДа для  дела, продиктованного не человеческой моралью или мирскими понятиями о добре и зле, но Высшей Силой. Никаких репортеров, журналистов кроме службы печати Святого престола. Порядок обеспечивала папская гвардия, состоящая из швейцарских гвардейцев. Только кто смог бы его нарушить? Небольшая группа верующих, собравшаяся на воскресную проповедь папы Франциска, пока еще пастырские наставления не стали транслировать онлайн из библиотеки Апостольского дворца? За стенами Ватикана опустевший город, жители которого укрылись по домам, но только не от лихорадящего страха и взвинчивающих сообщений СМИ, беспрепятственно проникающих в трепещущие души.

За все долгое время существования Лиги Абсолютных Добродетелей трудно было припомнить такое паническое состояние социума, которого накрыла истерия от пандемии нового азиатского вируса. Были прежде, конечно, и средневековые эпидемии чумы, войны, природные катастрофы, и лавинообразные переселения народов. И Лига тогда собиралась, мобилизовалась для спасения людей, помогала вытаскивать их из самых беспросветных болот пессимизма и удрученности.

Например, Юстинианова чума – первая в истории зарегистрированная мировая эпидемия чумы, возникшая во времена правления византийского императора Юстиниана 1в Восточной Римской империи, охватившая весь Ближний Восток, свирепствовала на протяжении двухсот лет и унесла за это время около четверти населения планеты, порядка 50 миллионов человек.

В 14 веке по Европе прокатилась волна черного мора – вторая в истории пандемия чумы, когда по разным оценкам, от болезни погибло от 30 до 60 % на ту пору населения средневековой Европы, забрала жизни 50 миллионов человек.

До сих пор заставляет содрогаться воспоминание об испанском гриппе, случившимся в последние месяцы Первой мировой войны. Эту самую массовую пандемию гриппа за всю историю человечества, заразившую во всем мире около 550 миллионов человек, или 29,5 % населения планеты, считают одной из наиболее масштабных катастроф в истории человечества. Тогда погибло 2,7–5,3 % населения Земли, приблизительно 50–100 миллионов человек.

И вот теперь социум накрыла неожиданная волна какого-то немыслимого вируса – то ли естественного, то ли искусственного, оказавшегося на свободе не без помощи летучих мышей. Мир лихорадит.

Сотрудник секретариата курии напряженно ожидал телефонного звонка о прибытии в Ватикан единственно еще отсутствующего члена Лиги – Благоразумия. Слава Богу, у Пруденции тест на коронавирус не подтвердился, и врачи разрешили ей покинуть карантин до срока. Высочайшими распоряжениями согласовано: машина римских карабинеров прибудет за ней, чтобы сопроводить из клиники в Ватикан. Но телефон молчал, никакого сообщения не было, и ответственный распорядитель обеспокоенно поглядывал на часы. Видимо, все же следовало начинать собрание.

***

Чрезвычайно сложившиеся обстоятельства, вызванные эпидемией ворвавшегося в жизнь планеты вируса из Китая, заставили Благоразумие прервать многолетнее уединение в маленьком закрытом ашраме в труднодоступных Гималаях, где ничто не отвлекало ее от занятий духовными практиками, любимых философских изысканий и самопознания.

Особо Пруденция уделяла внимание философским трудам о добродетелях, гармонии всех душевных сил. В работах античных и христианских философов прежде помногу и  тщательно рассматривалась добродетель благоразумия. Почему же в нынешнее время из поля зрения современного человека эта добродетель, ранее одна из главных среди античных и христианских добродетелей, как-то незаслуженно выпала? Разве что в языке сохранились еще выражения «быть благоразумным», «это неблагоразумно». Неужто в философии и в обыденном сознании понятие личного блага, утратило связь с высшим благом, которая была просто необходима для древних культур?

Пруденции была близка концепция любимого философа-богослова Фомы Аквинского«нравственная ценность благоразумия в выборе конкретных поступков, как средств для приближения к конечной цели блаженства, выражающего благость божественного миропорядка». Трудно не согласиться с тем, что подлинное благоразумие состоит в устойчивой привычке поступать согласно добродетели и предполагает совершение правильных поступков в правильное время. Именно для этого так необходимы разумность, память, умение принимать советы, опыт, способности разбираться в конкретной ситуации и предвидеть последствия своих поступков. Кому бы помешало такое сейчас? Осмотрительность, умение не действовать «сломя голову», умение понимать последствия и главное – умение видеть и понимать отношения между вещами. Однако эти качества очень невыгодны именно обществу потребления. Ему удобно, чтобы большинство людей забыло о том, что Благоразумие –добродетель. Современный социум привык уже манипулировать умственно и психологически не дозревшими согражданами, так и не поднявшимися выше детского уровня развития сознания. Таким «вечным» детям чужда рассудительность, обдуманность в поступках. Им проще посчитать за труса человека, который осмотрителен и не действует сломя голову, а в простых житейских ситуациях – применять знания, почерпнутые из сериалов или реалити-программ телевидения. К сожалению, цитата с полотна Тициана «Аллегория Благоразумия»: «Исходя из прошлого человек действует благоразумно в настоящем, дабы не повредить будущему» – не из их реальности, как собственно и другие достижения эпохи Возрождения и не только.

Прежде благоразумие и мудрость были обеими ипостасями Пруденции, сейчас же понятия разделены и благоразумие имеет лишь практическую направленность на человеческое благо на достижение спокойного и обеспеченного положения. А вот качества – разумность, осмотрительность, дальновидность, мудрость увидеть, акцептируют, если выгодно.

Много времени отдано Пруденцией тому, чтобы в современной философии пусть и в рамках этики добродетели восстановить нравственный статус Благоразумия, чтобы обществу вновь прийти к пониманию, что Благоразумие  – мать всех добродетелей. Она дает понимание универсальных принципов, чтобы применять их в конкретных ситуациях. Это от нее способность искать и использовать опыт других, оценивая, могут ли конкретные действия реализовать цели. И ее качества: проницательность, сообразительность, предусмотрительность, дискурсивное мышление, способность исследовать и сравнивать альтернативы, учитывать все обстоятельства, принятие правильных решений относительно блага и пользы для себя, возможность снижения риска – актуальны и в нынешнее время.

Благоразумие есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил.

***

Вместе с другими авиапассажирами их рейса из Индии, Пруденция была доставлена из аэропорта Рим-Фьюмичино в больницу скорой помощи Сан Пьеро Фатебенефрателли на карантин. Все работало как отлаженный часовой механизм. Поступающих изолировали, проводили тестирование на коронавирус, с положительными результатами отправляли дальше на лечение в стационар.

– Сеньора Пруденция, спасибо, что спокойно и терпеливо прошли все процедуры, дожидаясь результатов тестирования, – проговорил врач, возвращая карточку медицинского страхования Благоразумию. – В нынешнем людском водовороте трудно сохранять равновесие. Многих кидает в крайности: одни панически не дают рукам просохнуть от дезинфицирования, другие, напротив, легкомысленно бравируют элементарными санитарными нормами. Да и как ожидать благоразумия от тех, кого захватила паника. – Он почесал переносицу. –  В трудный час возвратились вы домой, сеньора!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...