Нурлан Абдыкадыров

Страна: Кыргызстан

Резюме Абдыкадыров Нурлан Джалилович – драматург, режиссер, продюсер Народный артист Кыргызской Республики 1991г. – Лауреат государственной премии Ленинского комсомола Киргизии (Лауреат Молодежной премии им. Ч. Айтматова) 2000г. – Заслуженный деятель искусств Кыргызской Республики 2008г. – Человек года в номинации «Зеркало нации – вклад в возрождение искусства и духовности», согласно Интернет – опроса журнала «Замандаш» 2012г. – Один из учредителей Национальной кинопремии «Ак Илбирс» Кыргызской Республики. https://www.facebook.com/Akilbirs2013 Дата рождения: 6 апреля 1962 год 720021, Кыргызская Республика, Бишкек, ул. Абдрахманова 129, кв. 58 Тел: (+996 312) 314 254, (+996 772) 400 365 вотс апп e-mail: abdykadyr1962@rambler.ru В 1984 году закончил Ташкентский Государственный Театрально – Художественный институт, мастерская Народного артиста СССР кинорежиссера Шухрата Аббасова, специальность: Режиссер-постановщик 1984 – 1986 г. служил в рядах СА на Игналинской Атомной Электростанции в Литве. С 1986 г. работал в театрах Кыргызстана, Казахстана, России, Национальной киностудии “Кыргызфильм”. С 2001 по 2004 г. работал Директором и Художественным руководителем ТЮЗ. С 2004 по 2007 г. работал Художественным руководителем Кыргызского Национального Академдрамтеатра им. Т. Абдумомунова. С 2007 г. Директор отдела “Кыргызсериалдары” Национального телевидения. С 2009-2010г. Заместитель Директора Департамента по кинематографии Министерства культуры и информации КР С 2010 г. занят развитием собственной студии «Solar Nomad production» С 2018 г. режиссер-постановщик Государственного Национального Русского драмтеатра им.Ч.Айтматова Постановки: Спектакль «Тополек мой в красной косынке» Ч.Айтматов г. Ош 1984г. Спектакль «Маленький шарманщик» Л.Устинов г. Каракол 1986г. Спектакль «Бумеранг» Ж. Кулманбетов г. Каракол 1987г. Спектакль « Старик » Б. Жакиев г. Бишкек 1988г. Спектакль «Проделки Жоро» М. Тойбаев г. Бишкек 1988г. Спектакль « Чтения Петрарки » (по пьесе «Момент истины») Р. Ибрагимбеков (Приз симпатии критиков, Лучшая режиссерская работа, Лучшая женская роль, Лучшая мужская роль второго плана, Лучший композитор, на международном театральном фестивале « Нооруз-90» г. Душанбе Спектакль «О, девушки» Бишкек 1991г. С. Раев Спектакль «Женитьба » В. Гоголь г. Санкт – Петербург 1992 г. Спектакль «И течет река лунных снов» Н.Абдыкадыров г. Бишкек 1994г. (участник Каирского фестиваля, 1996 г.) Спектакль «Продаю мужа» Ж. Озубекова г. Бишкек 1995 г. Спектакль « Колыбель желаний » Н. Абдыкадыров г. Бишкек 1998 г., г. Уфа 2002 г. (Лучший спектакль республиканского фестиваля фонда «Сорос-Кыргызстан», Бишкек, 1999г., Гран – при международного фестиваля «Айтматов и театр», Бишкек,1999г., «Лучшая режиссерская работа» республиканского фестиваля «Нооруз-99», г.Бишкек 1999г., участник Боготского (Колумбия) театрального фестиваля 2000г., приз за «Лучшую режиссерскую работу», приз за «Лучшую мужскую роль» на международном фестивале «Арт-Ордо» в г. Бишкек, 2003г., Гран – при, Лучшая женская роль, Лучшая мужская роль второго плана фестиваля «Театральная весна», г. Салават, Башкортостан, 2002 г., демонстрировался на юбилее 85 летия Башкирского Государственного академического драмтеатра им.М. Гафури в г.Москве, 2005г.) Спектакль «Тайамам » Н. Абдыкадыров, С. Раев г. Бишкек 1999г. («Лучший спектакль республиканского фестиваля «Нооруз-99», г.Бишкек 1999г., «Лучшая режиссерская работа» международного фестиваля «Айтматов и театр», Бишкек,1999г., премия «Лучший актерский ансамбль и пластическое решение спектакля» международного фестиваля «Туганлык-2000» г. Уфа, участник международного фестиваля в г.Карши, Узбекистан, 1999г., Мюльхайм, Германия, 2000г.) Спектакль «Последнее море Чингисхана» Н. Абдыкадыров г. Алматы 2000г., г. Уфа 2001г. («Лучший спектакль ежегодного фестиваля театра им. М.Ауэзова, 2001 г., «Лучший спектакль», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль второго плана» Башкирского Республиканского фестиваля «Театральная весна -2001» в г.Салават, «Специальный приз коллегии критиков», приз «За Лучшую мужскую роль» международного фестиваля «Наурыз-2002» г. Казань, участник международного фестиваля в г. Улан-Удэ (Россия), 2005 г., участник международного фестиваля в г. Кония ( Турция), 2008 г. Спектакль «Уступи место завтрашнему дню» В. Дельмар г. Бишкек 2003г. Русский Национальный драмтеатр Спектакль «Макбет» Э. Ионеско Кырг.Национал.драмтеатр г. Бишкек 2008 г. + г. Кара Кол 2005г., Спектакль «Малыш и мама» С.Зинчук ТЮЗ им. Г.Мусрепова, г. Алматы 2006г. Спектакль «Нежность» Н.Коляда Кыргызский Национальный драмтеатр, г. Бишкек 2013г., приз «Лучший актерский ансамбль» VII Международного театрального фестиваля «Коляда-Plays», г.Екатеринбург Спектакль «Мать Найман» (иноверсия по роману «И дольше века длится день» Ч.Айтматова, инсценировка С.Раев, Н.Абдыкадыров) Жамбыльский областной русский драмтеатр, г.Тараз, 2018г. Приз «Лучшая режиссерская работа» Международного театрального фестиваля «Айтматов и театр», 2018 г., г.Бишкек. Спектакль «Нежность Натахи» Н.Коляда ГНРТД им.Ч.Айтматова г. Бишкек 2019г., приз «Лучшая режиссура», приз «Симпатии зрителей» VII Международного театрального фестиваля Арт – Ордо, Кыргызстан. Спектакль «Козы Корпеш и Баян Сулу» Г.Мусрепов Областной драмтеатр им.Т.Ахтанова г.Актобе февраль 2020г. Спектакль «Материнское поле» Ч.Айтматовов Областной драмтеатр им.И.Омарова г.Костанай май 2020г. Фильмография: 1988 г. – сыграл роль в п\ метражном фильме «Дикарь», “Узбекфильм”, г. Ташкент 1991 г. – снял документальный фильм «Поэт», ” Кыргызфильм”, г. Бишкек 1998 г. – снял документальный фильм ” Эхо”, “Кыргызтелефильм”, г. Бишкек 2007 г. – сыграл роль в к \ метражном фильме “Обретение”, студия “Ой – арт” 2007 г. – снял документальный фильм ” ШОС”, “Кыргызтелефильм”, г. Бишкек 2007г. – снял п/метражный игровой фильм “Чтения Петрарки” (автор сценария), «Кыргызфильм» 2010г. – снял документальный фильм «Формула успеха Назарбаева»,(автор сценария) 2011г.-снял игровой короткометражный фильм «Бабье лето»,(автор сценария), (участник Международных кинофестивалей «Золотой гепард»,Ташкент,2012, Коттбус-2012, Германия) 2012г.- снял игровой короткометражный фильм «Полет на Нибиру», (автор сценария), (участник Международных кинофестивалей «Евразия», 2012, Алматы, «Золотой минбар», 2012, Казань) 2013-2016г.- продюсер, сценарист, режиссер полнометражного игрового фильма «Путешествие с бомбой». Участник Международного кинофестиваля в Бусане (Южная Корея), 2016г., «Серебрянный Акбузат» Уфа 2016, Кинорынок «Кинопоиск – Москва» 2016, Международный кинофестиваль НЕТПАК в Джакарте 2016, Международный кинофестиваль в Бангладеш, 2016, Кинорынок в Каннах 2017. 2016г. – сыграл роль Бейшена в п\метражном игровом фильме «Сагын», режиссер Д.Абдыкеримов, Donsson Films Production 2017г. – «Ишенбай Абдуразаков», документальный фильм 2018г. – «Жалил Абдыкадыров», документальный фильм Призы: «Лучшая женская роль» на 1 Иссык – кульском международном кинофестивале стран ШОС, Специальный диплом «За гражданское мужество» Международного кинофестиваля «Новое кино» в Нижнем Новгороде, 2007г., Главный приз в номинации «Оборотни в погонах» 11 Международного кинофестиваля «Детективфест», г. Москва, 2009г., за фильм «Чтения Петрарки». Подготовил киносценарии нескольких проектов для совместного кинопроизводства: – «Влюбленные беглецы» (совместно с Узбекистаном, Казахстаном), 90 мин. – «Американский зять» (с Россией), музыкальная комедия, 4 серии – «Сны в виноградном городе» (совместно с Россией, Казахстаном), баллада о молодости – «Море моих отцов» (Сценарий о судьбе малочисленного народа нивхи, проживающего на Сахалине, 120 мин.) Сценарий выиграл конкурс «Кыргызфильма», российский партнёр готовит реализацию проекта. – «Отчим» (совместно с Казахстаном, 90 мин.) – «Последний кочевник» (совместно с Казахстаном) – «Последнее кочевье». 2019 г. Национальная киностудия «Кыргызфильм» провела съемки полнометражного игрового фильма, сценаристы Н.Абдыкадыров, Б.Мукул, Дастан Жапар уулу, режиссеры Б.Мукул, Дастан Жапар уулу. -«Жусуп Абдрахманов» -К 95-летию Народного писателя КР Ч.Айтматова подготовил киносценарии «Мать Найман» по мотивам романа «И дольше века длится день», киносценарии «Лицом к лицу», «Материнское поле», «Когда падают горы» -в 2020г. написал повесть «Вселенная духов» для Евразийского литературного конкурса в Лонлоне -Написал пьесу по мотивам рассказа М.Ауэзова «Стойкое племя»


Country: Kyrgyzstan


Отрывок из повести “Вселенная духов”

    

Нивхи – народ, культура которого создана неолитом. Значит, нетленные образы высочайшей любви созданы людьми еще в каменном веке. В этом веке человек уже полностью сформировался и в интеллектуальном, и в эмоциональном отношениях. Так почему же так называемый цивилизованный мир презирает народы, подобные нивхам, называет их дикарями, считает их первобытными, неполноценными, уничтожает их, стирает с лица земли? В своем пустом мещанском самодовольстве этот мир отказывает в праве на человеческое достоинство тем, кто является подлинными людьми, не желая даже заглянуть в их мысли, в их душу. Он готов унизить все, даже человеческое прошлое, лишь бы в своих собственных глазах выглядеть великим.

                                                                                              Е.А.Крейнович

1.

Солнце – к’эн” и луна – лен, по одному разу сменив друг друга, ушли в иной подземный мир – лоунглиф, не спеша вернулись к нивхам(1) отправившимся на охоту в горную тайгу. Перед выходом на охоту они провели обряд подношения ч’аунд айнд, послали хозяину гор и тайги Пал Ыз (2) крохотные подарки, чтобы он пустил к ним на помощь главного слугу – медведя, а тот пригнал к ним навстречу какое либо животное. Отправившись утром от селения у реки в тайгу, отец и сын долго не встречали ни одного зверя. Напуин(3) и Лонгун (4) заметили, что – земля (ыхмиф), лес, звери, чем-то напуганы. Все попрятались не было видно ни птиц, ни пресмыкающихся, тишина и ни одного следа, ни одного звука. В полдень вверху у реки, они услышали звуки напоминающие гром отлетающий от крыльев огненных птиц тьынт (5). Но ни рассекающей небо огненной птицы, ни грозовых туч почему-то не было, лишь солнце спускавшееся к горизонту. Преодолевая страх они отправились к месту откуда раздавались тихие громовые подобия. Через два поворота реки заметили следы невиданных прежде животных, отправились вслед за ними, быстро догнали их. Низкие, коротконогие звери с гривастой шеей, пушистыми хвостами, не имевшие рогов напоминали лосей и оленей. На них восседали белые большеглазые демоны, (5.1 ) двое из которых направили в сторону деревьев тёмные палки, выпустили несколько громыхающих крыльями огненных птиц. Услышав грохот Лонгун вздрогнул, присел на колено, посмотрел на небо полагая, что огненные птицы поднялись туда, а сейчас вернутся назад. Остальные злые духи – пришельцы рыли землю на берегу, ковыряли песок под водой, собрав песок ссыпали его в какие-то сети. Среди необычно одетых белых людей, нивхи заметили уйльта(6) из соседних земель, одетого в их национальные одежды. Он бегал вокруг пришельцев, во всём помогал им, затем ушёл в лес, притащив дров развёл костёр. Пришельцы приготовив себе пищу, присев в темноте у костра, ели, громко разговаривали. Было ясно, что они не трепещут перед духами темноты, не боятся всего живущего, дышащего вокруг в темноте. Не преклоняясь перед живыми существами окружающей среды, перед духами тайги и гор, они смело игнорировали местного бога – хозяина гор и тайги. Напуин и Лонгун не разводя костра поели сушенной рыбы, заснули у дерева из – за которого всю ночь наблюдали за костром пришельцев. С утра вновь двинулись за белыми духами, свернувшими из равнинной тайги в горные лесные массивы. В пути Лонгун поглядывал на отца, тот временами озирался на него, в стороны куда опережая его нёсся взбудораженный сын. Они пребывали в страхе, сильно переживали друг за друга. Выскакивая вперёд отца, находя удобную тропу меж каменистых склонов предгорья, Лонгун неосознанно пытался защищать отца от бредущих впереди демонов-пришельцев, мрачных неожиданностей дикого леса. Следуя за пришельцами, Лонгун опасался, что те могут пустить в них огненных птиц, дремавших в их огненных палках. Смерть наступившая от удара огненной птицы была равна греху и Лонгун постарался бы любой ценой спасти отца, даже ценой собственной жизни. Лонгун не был похож на отца и мать, больше на дядю Ыкылака(7) давно изгнанного из их рода. Лонгун нервничал, сердце безумно стучало, когда ему напоминали об этом. Он всегда хотел доказать, что он продолжение Напуина, с той же кровью, плотью, а души их схожи, как близнецы. Буквально недавно отец Напуин перестал думать на кого похож Лонгун. В последнее время он часто брал повзрослевшего сына на охоту, тот каждый раз был готов защитить отца от любого хищника, а сегодня от злых пришельцев. Лонгун заметил, что отец помрачнел, расстроился от  присутствия уйльта – проводника, более внимательно наблюдал за ним, нежели за пришельцами., Стоило уйльта смотреть на деревья в их стороне, как в глаза отца закрадывалась ненависть и ярость. Юноша Лонгун не помнил внешние черты Ыкылака, потому не узнал своего дядю. Напуин же понимал, что изгнанный старший брат чувствует, знает, что они идут за ним, как и все нивхи он был величайшим охотником. Ыкылак, много лет назад ушел от них на материк, там растворился во времени и местности, прижился среди жителей прибрежных земель. Но вчера зло по имени Ыкылак, рожденное в одном доме с Напуином, вернулось на землю предков.

       Отстав от пришельцев скрывшихся за первыми холмами, отец и сын присели, раскурили трубку любовались горами вдоль горизонта. Гора-Паль, под которой они оказались, конусообразной вершиной была обращена в небо. Склоны гор были усыпаны многовековыми соснами, лиственницами, пихтами, разными растениями, многообразие этого мира было сравнимо с первозданной, как космос природой. Среди вековой тишины, между холмами перебегала по пологим скатам горная река. Где-то среди деревьев тонко пищала птичка, перекликалась с мерно редко нарушающей тишину кукушкой. Словно споря с ними, вдали за холмом кричала перелетала с дерева на дерево сорока сопровождавшая пришельцев болевших золотой лихорадкой.

       Позади сидевших на земле нивхов, ближе к вершине горы появился лось (8) – священное животное, демиург вселенной (Курн) нивхов. Остановившись, лось настороженно смотрел на реку мелькавшую между деревьев. Между рогов демиурга нивхов оказалось полуденное солнце. Лось и нивхи слушали перекликавшихся птиц, пищавших мелких зверушек, пока на их фоне не раздалось ржание лошадей, лай собак, крики пришельцев. Они перекрикивались между собой, когда вдруг раздался продолжительный несмолкающий рёв медведицы, затем отчаянные вопли, бешенный лай собак, звуки схожие с хлопаньем крыльев огненных птиц. Не понимая, как можно управлять огненными птицами, нивхи с ужасом слушали грохот исходящий от выстрелов ружей. Испугавшись грохота, лось пробежал некоторое расстояние, остановился глядя на Напуина и Лонгуна, пригибаясь к земле бежавших в сторону доносившегося шума. Заметив лося, Напуин остановился, что-то бормоча под нос склонил голову к груди, приложил оба кулака ко лбу. Придя в себя, он побежал за сыном, который взобравшись на склон горы сидел за густым кустом, смотрел на берег реки. Внизу пятеро пришельцев выслушав приказы своего главаря, вытащили из под туши убитой медведицы придавленного ей мертвеца. В стороне лежала скулила смертельно раненная собака, тщетно пыталась встать. Мужчины приспособив жерди наконец смогли приподнять медведицу, вытащить своего соплеменника. 

        Лонгун молча указал рукой на противоположную гору за рекой. Напуин разглядел среди деревьев прячущегося, смотрящего на пришельцев крохотного медвежонка. Медвежонок бегал по горе среди деревьев, боялся спуститься к реке. Его страх уступал силе любви к матери, он не мог покинуть мёртвую мать. 

Пришельцы пользуясь своим необычным оружием быстро нарубили малые деревца, связали, сколотили их вместе, превратив в длинный ящик. Выкопав в земле яму, уложив в сколоченный из жердей ящик мёртвого пришельца, они закрепили сверху новые жерди, опустили под землю мертвеца, удивив этим нивхов. Засыпав ящик землей, они закрепили на вершине появившегося холмика высокую жердь, прикрепив более короткую жердь поперёк и выше середины.                                                                             

Наблюдая с вершины холма, нивхи были в растерянности и гневе – пришельцы оскверняли землю, которую хозяин гор и тайги не позволял ковырять и уничтожать.                                                                                                                              -Землю ковыряют, режут, реку оскверняют причиняют боль. Хозяин гор, хозяин речки отомстят им. Пусть идут вверх, хозяин гор встретит их, накажет каждого, не простит.                                                                                                    

Напуин не отрываясь следил за Ыкылаком, который во всём помогал пришельцам. Закончив с похоронами мертвеца, пришельцы принялись собирать вещи, крепить их на спины гривастых хвостатых зверей. Пришельцы  развернули своих груженных зверей в направлении гор, откуда рождаясь, приходила река. Вернувшись назад к собравшемуся возвращаться домой уйльта – проводнику, главный пришелец протянул ему грозную огненную палку.                                                                                                                       Видя это Напуин расстроился и сказал сыну:                                                                                  – -Ыкылак родился дьяволом, потому они делятся с ним огненной палкой с огненными стрелами. Огненные стрелы вероятно младшие братья огненным птицам.                                                                                                                          Взяв из рук старшего пришельца огненную палку, в знак благодарности Ыкылак низко поклонился ему.                                                                                                                               

– Мои солдаты мечтают о золоте, золото мечтает о них. Но все ещё впереди. Нет золота внизу, значит должно быть в горах. Я знаю, что такое горы. – Старший пришелец развернувшись пошел к своим подчинённым.                                            Ыкылак  сказал ему вслед:                                                                                                                                    -Видел следы двоих местных нивхов. Зачем то идут за нами. Испытаю на них ваши огненные стрелы (кху – к’у), отправлю их души в другой мир. Вернусь через три луны, наверху догоню вас.                                                                                                                                          Показав рукой вверх по течению реки, поклонившись остальным пришельцам Ыкылак развернулся и отправился в сторону леса. Глянув ему вслед казаки принялись отвязывать лошадей. Двое из казаков, глянув на остальных подтягивающих седла и стремена двинулись к берегу, добили выстрелами из ружей раненную медведицей собаку. Замерев, та перестала скулить. Протащив тело собаки между камней, казаки бросили его в реку. Возвращаясь они несколько раз выстрелили в тушу медведицы – отомстили за собаку. Медвежонок наблюдавший за ними с пригорка вздрогнул, привстал на задние лапы затем не оглядываясь побежал в гору.                                                                                                                    Спутники стрелявших казаков усевшись на коней обернулись к отставшим, что-то крикнули ими, погнали лошадей вперёд. Отставшие казаки закрепили ружья к седлам, взобрались на лошадей и направились за своим отрядом к вершинам гор. Двинулись вдоль реки, направляя лошадей меж валунов.                                                                                                                    

       Напуин и Лонгун дождавшись, когда пришельцы скрылись из виду спустились к реке, возбужденный отец словами выдыхал свой гнев:  -Все что грех – для них хорошо. Люди зла они, духи зла. Души и тела сородичей -чертей под землей прячут. В них живут души дьяволов.                                                      

-В палках у них сидят огненные птицы, может они люди хозяина небес?- Сын Лонгун впервые видевший ружья, приходил в себя после испытанного страха.                                       

-Пришлые, злые духи. Огненных птиц могли выкрасть у хозяина неба? Могли. –Напуин переговаривая с сыном приближался к реке, сын спешил за ним.                   

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...