Халида Ахмеджанова

Страна : Крым

Математика и журналистика сосредоточились во мне и стали неотъемлемой частью моей жизни последние 10 лет. Иду по жизни интуитивно, преодолевая шаг за шагом испытания. Делаю то, что мне нравится. Не могу сузить круг своей деятельности в пределах одного региона, в пределах одной конкретной деятельности. Мне нравится путешествовать, снимать видео, фотографировать и писать о своих путешествиях, делиться своими впечатлениями в инстаграм и фейсбуке, дружить с интересными людьми, помогать нуждающимся, объединять единомышленников. В моем творчестве меня привлекают интересные судьбы людей, значимые современные события, культура народов мира. Член Союза журналистов России, Глава Департамента международных связей Международного конгресса Содружество стран мира, директор РОО «МЦКТ «Женщины Крыма», лауреат общественной премии «Женщина – народный дипломат».

Country : Crimea

Mathematics and journalism have been concentrated in me and have become an integral part of my life for the last 10 years. I go through life intuitively, overcoming trials step by step. I do what I like. I can’t narrow down the scope of my activities within one region, within one specific activity. I like to travel, shoot videos, take photos and write about my travels, share my impressions on Instagram and Facebook, make friends with interesting people, help those in need, unite like-minded people. In my work, I am attracted by interesting destinies of people, significant modern events, the culture of the peoples of the world. Member of the Union of Journalists of Russia, Head of the Department of International Relations of the International Congress of the Commonwealth of the Countries of the World, Director of the NGO “ICCT” Women of the Crimea”, winner of the public award “Woman-People’s Diplomat”

Отрывок из статьи “О чем молчат потомки…” 

История многонациональной семьи Бекировых, в которой говорится о бесстрашной Хадиче Бекчуриной – первой комсомолке Хорезмы, боровшейся с басмачами за права и свободы женщин, за  снятие паранджи, а также о Бекире Умерове, журналисте, активисте крымскотатарского  национального движения.  

Исторический аспект 

переселения мусульманского населения России в Среднюю Азию 

История жизни Хадичи Бекчуриной и Умера Бекирова началась задолго до их  рождения. Их имена вписались в историю целой эпохи.  

«Большая игра» XIX века обозначилась в мировой истории, как противостояние  Российской империи крупнейшей колониальной державе – Англии. Британская империя  рассматривала русскую колонизацию в Средней Азии, как потенциальную угрозу своему  господству в Индии. Россия же вела оборонительную политику, направленную на  защиту от агрессии Британии. 

Еще в XVI веке среднеазиатские государства добивались дружбы с Москвой. И  только в 1841 году, почувствовав серьезную угрозу со стороны англичан, воевавших с  Афганистаном и приблизившихся к левому берегу Аму – Дарьи, из России в Бухару  отправляется политико-научная миссия – «Бухарская экспедиция», положившая начало  расширению Российских границ в Среднеазиатском регионе. Затем, после нескольких военных кампаний против Кокандского и Хивинского ханств, а также Бухарского  эмирата, Российская империя присоединяет их. Также были присоединены Туркмения,  Памир и другие области, в результате чего границы России расширились до Афганистана  и территорий непосредственного влияния Великобритании.  

С расширением границ Российской империи и освоение новых территорий  возникла потребность в административном устройстве края. Так, в апреле 1876 года  император Александр II утвердил создание Туркестанского генерал-губернаторства.  Туркестанское генерал-губернаторство было Форпостом и бастионом против британской  военно-политической экспансии в Центральной Азии. Это решение обусловило специфику российской политики в Туркестане на долгие годы.  

В ходе присоединения новых земель царское правительство стремилось закрепить  свое положение путём организации казачьих поселений. В 1875—1877 годах было  организовано переселение уральских казаков-староверов на Аму-Дарью в земли  нынешней Каракалпакии. Этим оно достигало двойную цель. С одной стороны, наказание отказывающихся по религиозным убеждениям от присяги староверов уральцев, а с другой стороны, колонизация вновь завоеванного края. Татары Поволжья играли значительную роль в торговых отношениях между  русскими городами, казахами, среднеазиатскими государствами, благодаря своей  принадлежности к мусульманской вере и общности языка и в то же время  принадлежности к российскому государству. Практически в каждом городе российской  Азии существовали татарские районы. Первые мечети были выстроены на деньги  татарских купцов. Часть татар служила в казачьих войсках. 

Правительство стремилось заселить эти земли зажиточными купцами и готово  было дать им определенные привилегии. Представители дворянского рода Бекчуриных большой семьей, получив открепление от воинской повинности для своих сыновей, согласно Указу Александра II отправились в путь. Из Татарстана в Турткуль они  перемещались на подводах и верблюдах почти полгода. Хивинский хан добровольно  отдал плодородные земли правобережья Аму-Дарьи Александру II и часть этих земель  досталась семье Бекчуриных.  

Хадича Бекчурина родилась в 1906 году, в городе Турткуль, в Каракалпакии. Она  одна в семье родилась голубоглазой и белокурой девочкой. Все удивлялись, почему она одна такая. Она была хорошо сложенная, настоящая казанская татарка – белокожая,  миниатюрная, маленькая грудь, плоский животик, шикарные белые ножки барыни. Дома  называли ее «сары чэч» – «рыжая». Хадичу старались никуда не выпускать из дома, так  как она привлекала внимание противоположного пола. Чтобы развеять сомнения 

любопытных, женщины придумали такую легенду: «Мама Хадичи, будучи беременная  ею, увидела у русских соседей куклу. Она была с белыми волосами, голубоглазая и  моргала. Бабушка увидела и очень удивилась. Поэтому дочь родилась такой».  

Эхо революции дошло и до Средней Азии. Несмотря на то, что 98% основного  населения составляли мусульмане, борьба за власть была на стороне русских. В  колониальном Туркестане геополитическая реальность позволила стать русскоязычному  населению национальным гегемоном. Используя недовольство коренного населения,  реакционное духовенство собирало темных и малосознательных дехкан под «зеленое  знамя ислама» на борьбу с Советской властью. Создалось партизанское антисоветское движение – басмачество (от тюркского слова «басмак», что означало «нападать»,  «налетать»). Ряды этого движения постоянно пополнялись малосознательными и  безграмотными дехканами, находившимися под влиянием духовенства и баев. Басмачи  приносили большой вред и государству, и населению края. Они сжигали  хлопкоочистительные заводы, уничтожали сырье, готовую продукцию, семена. Кроме  того, басмачи истребляли лошадей, крупный рогатый и мелкий скот. 

В 1919 году Красная Армия разгромила банды атамана Дутова и присоединила  Туркестанский край к Советской России и помогали строить народное хозяйство, борясь  басмачеством. 

Шел 1922 –й год. Хадиче исполнилось 16 лет. У юной красавицы сформировался  бунтарский характер, который не сочетался с ее хрупким внешним обликом. Ее решение о вступлении в комсомол, было встречено бурным сопротивлением со стороны всей  семьи. Решительная Хадича тайно покидает родительский дом и уезжает в Хиву.  Вступив в ряды первых комсомольцев, ее сразу отправляют работать в Хорезм. В годы  становления Советской власти повсюду были голод и разруха.  

Новая жизнь, которую сулила Советская власть, особенно была трудной для  женщин. В Туркестане все еще сохранялись патриархально-родовые и феодальные  отношения, сила обычаев и установлений мусульманской религии. Шариат и адаты  узаконивали многоженство, куплю и продажу невест (калым), выдачу замуж малолетних  и другие рабские и унизительные для женщин порядки. Строгие законы затворничества  каменной стеной отгораживали узбечек и туркменок от внешнего мира. 

Задача комсомольцев Туркестана заключалась в борьбе за права и свободы  женщин. Лидер революции 1917 года придавал огромное значение раскрепощению  женщин от старых обычаев и стремилась вовлечь их в ряды строителей социализма. 

Во многих восточных республиках стали создавать женотделы. Хадича Бекчурина  возглавила один из женотделов Хорезмы. В это трудное и опасное время она носила с  собой маузер и даже приходилось гоняться за басмачами. Раскрепощение женщин  начали со снятия паранджи. Выполнить эту задачу было очень сложно, но необходимо. 

Приходилось вести беседы с женами и молодыми девушками на дому и в общественных  банях. Их слушали внимательно, но боялись гнева муллы, который запугивал женщин  ем, что отнимет у них детей и выгонят из дома. 

Ежедневная борьба закаляла ее характер и уверенность. Она выделялась среди  своих сверстниц. Её отправили работать в Центральный комитет ВЛКСМ. Оттуда в 1923  году Хадичу направляют на учебу в Москву, в Коммунистический университет  трудящихся Востока (КУТВ). Там она знакомится с интересным крымским татариным  Бекиром Умеровым. Однако, учебу пришлось прервать, так как не хватало грамотных  людей для осуществления задач, поставленных Советской властью. 

21января 1924 года умирает вождь мировой революции. Её как активную  комсомолку Хорезмы отправляют с венком на похороны в Москву. Она впервые летела  самолетом. Самолет был фанерный и они сильно замёрзли.  

Вместе с другими комсомольцами Хорезмы и Хивы Хадича Бекчурина активно  включается в работу по организации детских домов для беспризорных детей. Родители  этих детей погибли от рук басмачей. Предоставленные себе дети находили себе приют в подвалах или бродяжничали. В сентябре 1924 года в городе Хива Хадича открывает  первую школу для 50 детей-сирот и с ними создает первый пионерский отряд. Её  назначают директором этой школы. Вместе с тем она способствует выпуску газет и  журналов «Вожатый», «Пионер», а также с её помощью в Хорезме начинают создаваться отряды пионеров. 

Бекир Умеров родился 23 июля в 1900 году в деревне Акъбаш Евпаторийского  уезда. Он получил начальное в сельской мусульманской школе (мектеб). А с десяти лет  уже зарабатывал деньги в семью, погоняя лошадь на току. Страстная тяга к книгам не  осталась незамеченной среди сверстников. В 1914 году в числе четырёх сверстников он  отправляется учиться в Бахчисарайский «Зынджырлы медресе», причем его зачисляют  в старшую группу. Преподавателями медресе были его выпускники, которые отучились  потом в Стамбуле, Каире, Бейруте и Петербурге. Они прививали своим воспитанникам  любовь к родине, культуре и своему народу, служению его достойному будущему в  Крыму. Революция и гражданская война прошла на глазах юного Бекира. В ноябре 1920  года в Крыму окончательно устанавливается Советская власть. В руководстве компартии  Крыма замечают активного, смышленого, пользующегося авторитетом у местных  крымских татар юношу и на съезде комсомольцев, предлагают его кандидатуру  Председателем КСМ и в 1922 году его отправляют на учёбу в Москву в  Коммунистический Университет Трудящихся Востока. Университет Бекиру не суждено  было закончить. Южанин в холодной Москве простудился и у него начался легочный  процесс. Его отправляют лечиться в санаторий Даласы, где он остается работать  директором. 

В 1925году Бекир Умеров поступает в Московский институт на факультет  журналистики. В его жизни вновь появляется белокурая Хадича. В это время Хадича  училась в сельскохозяйственном институте. После этой встречи он привозит её в Крым. 

В 1926 году у них рождается дочь Ай-Слу. К тому времени у Хатидже умирает отец. Родственники отца выбрасывают её мать с младшей дочерью Маликой на улицу.  Бекир Умеров забирает их к себе в Крым и устраивает Малику учиться в медицинское  училище. Бекир Умеров всегда был среди своего народа и стремился облегчить его  участь. Особую заботу он проявлял в отношении подрастающего поколения, стремился  направить их на учёбу, повысить их культурный и интеллектуальный уровень. В этот  период были открыты сотни школ с обучением на крымскотатарском языке. 

В 1936г. Бекира Умерова избирают секретарём обкома комсомола Крыма. И в тот  же год его назначают директором Крымкаракультреста и отправляют работать в Москву.  Через полгода из-за полученной травмы, он был вынужден вернуться снова в Крым.  

Будучи искренним человеком, он вероятно где-то высказал свое восхищением  ораторскими способностями Троцкого. «Нужные люди» запомнили это и сделали своё  «черное дело».  

2 ноября 1936 года Бекир Умеров был арестован НКВД. Затем сразу же арестовали  тридцатилетнюю Хадичу. Десятилетняя дочь Ай-Слу остаётся на попечении  родственников. Целый год без предъявления обвинения её держали чтобы устрашать  мужа. Бекир не признавал себя виновным и ему некого было выдавать.  

Тогда в тюрьму забрали десятилетнюю Ай-Слу. К счастью, её спасла Малика апа.  Она пошла к ближайшим друзьям семьи. Крымские татары, казанские татары, греки,  украинка, – все дружили, и когда арестовали Бекира, они не отвернулись от них.  Собрались все и стали думать, как освободить Ай-Слу. 

Помог Мамут ага. Он помнил то добро, которое сделал для его семьи Бекир  Умеров. В 1928 году его всю семью раскулачили и выслали на Урал. Бекир, как  ответработник, по одному их оттуда высвобождал. Мамут ага был электриком и  приходился дальним родственником. На работе он умудрился получить наряд в детскую  тюрьму. И под видом ремонта проводов, подглядел где находится Ай-Слу. В это время  их вывели гулять и он увидел девочку. Чаще всего эти дети бесследно исчезали, потом  их никогда никто не видел. А грек Константин Георгиевич Кушнеров написал обращение  в НКВД от имени Малика апа. В обращении она, якобы, просит под свою ответственность отпустить Ай-Слу и обещает воспитать ее в духе сталинизма ленинизма. Так, Ай-Слу забрали из тюрьмы, а потом уже освободили и Хадичу.  Бекира Умерова сначала держали в Крыму, потом увезли в Москву, а потом увезли  в Азию, пытаясь «пришить» ему чьё-то дело. Везде пытались найти ему обвинение,  чтобы расстрелять сразу, но зацепиться им было не за что. Кристально чистый и правильный Бекир был не виновен. И когда ему предъявили обвинение, что 20 лет  лагерей, причем его указ подписывал сам Вышинский, он в лицо ему рассмеялся, потому  что ждал уже расстрела. А расстреливали сразу же через 2 часа.  

Арестованных везли в эшелонах в Сибирь, за Урал. Сначала он попал в Дудинку,  оттуда он успевает отплыть на последнем пароходе перед ледоставом. А те, кто не успел сесть в пароход, все погибли. Он отбывал свой срок в Верхоянске. 

По пути в места ссылки, он сумел передать весточку для своей семьи, с которой  связь была прервана. На клочке бумаги он пишет стихотворение, посвященное своей  дочери Ай-Слу, а затем бросает этот комок бумаги в окно. Человек, который нашел эту  бумагу, отправляет его по указанному на ней адресу. Так семья узнает о том, что Бекир  жив. 

После ареста Бекира, Хадича начинает работать агрономом в поселке Зуя  Белогорского района. Там их застает война. Ай-Слу было 18 лет. Самое юное время,  когда приходит любовь. И она пришла. Она знакомится с татарином Сафой Исмаиловым,  регистрируют брак. Она остается беременной в то время, когда идут тяжелые бои под  Севастополем. Оттуда Сафа не возвращается. А Ай-Слу хранит верность своей короткой  любви всю оставшуюся жизнь. Бекир во время войны просился на фронт, но их не  пускали, как политических заключенных. Врагов народа не отправляли в войну. 

Депортация для семьи Бекировых была большим ударом. Они попадают в  Мирзачюль, самое страшное место в Узбекистане. Сейчас он называется Гулистан. Туда  завезли 48 семей. Привезли в июне. Лето прошло, зима прошла, весной две семьи  осталось. Малярия косила всех подряд. Выжили лишь благодаря Хадиче. Будучи  агрономом, она была грамотная и разбиралась в травах. Всегда давала всем пить только  кипяченую воду. Даже в сложных условиях она находила чашечку, кипятила и потом  поила.  

Потихоньку Хадича из Гулистана стала выбираться из района в район. Сначала они  попали в Наримановку, под Самаркандом. Ай-Слу начала там работать в райпотребсоюзе  бухгалтером. Один казанский татарин научил ее всем азам бухгалтерии и она так всю  жизнь проработала в этой сфере.  

После смерти Сталина, дело Бекира Умерова было пересмотрено и его выпустили на свободу. Отбыв срок и выжив в суровых «сталинских» лагерях, 5 ноября 1954 года  Бекир Умеров возвращается в свою семью, которая жила в этот момент уже Самарканде.  

– Помню, как затарабанила под утро калитка. Мы уже знали, что он едет. Бабушка  побежала открывать. Поднялась суматоха. Он уезжал, когда мама была ребенком, а приехал, уже я ребенком. Мне было 9 лет, когда он вернулся, а уезжал, когда маме было  10 лет, – вспоминает внучка Лилия Сафаевна Аминова.

Сразу же, с 1954 года Бекир Умеров начинает ходатайство по своей реабилитации.  Бекир не вылезал из библиотеки имени Ленина, постоянно ездил в Москву. Поднимал  все архивы, надо было все доказывать и подтверждать. Это была очень большая работа.  По возвращению он работал зоотехником. Благодаря упорству, настойчивости и знаниям  политической ситуации, он сумел добиться реабилитации. Также он включается в  национальное движение по вопросам организованного возвращения крымскотатарского  народа на родину – Крым.  

Айсылу приехала в Симферополь в 1989 году. Она старалась приезжать сюда  каждое лето. Их дом так и стоял на улице Карла Маркса, 45. Пошла в КГБ и попросила  дело отца. Посмотрев его, спросила у них: «Я имею право на свою квартиру?». Ей  сказали: «Имеете, но не желательно». Ей доброжелательно сказали, чтобы она написала  заявление, и они поставят её на квартирный учет. 

В 1995 году пришло извещение о том, что они получают квартиру в Симферополе.  Айсылу, и семья дочери Лилии переезжают из Самарканда в Крым. 

В истории семьи Бекировых многие могут узнать себя. Трудная жизнь досталась  нашим предшественникам. Но они своим примером побуждают нас быть честными,  правдивыми, искренними. Преклоняясь перед памятью народа, который пережил эти  трудности, хотелось бы обратиться к сегодняшнему поколению: 

– Берегите память народа, его историю и традиции, чтобы такое в этом мире  больше не повторилось.

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,40 из 5)

Загрузка…