Страна : Кыргызстан
Об Авторе Абдалиева Перисат Кошоевна – родилась 15-марта в село Погранич (с.Казыбек), Ат-Башинского района, Кыргызской Республики. Свою твофрческую деятельность начала с 13-и лет. После окончания кыргызской средней школы, поступила на факультет физики и математики Кыргызского Женского педагогического института имени В.В. Маяковского. Свою трудовую деятельность начала в 1993 году, в средней школе Н.Усеналиева, учителем математики. Около 25 лет работала в средней школе, получила почетную грамоту МНО и награждена значком “Отличник Образования”. Посвятив на воспитание учеников в школе двадцать пять лет она возвращается в творчество. Переезжает в Бишкек которая является творческим и духовным центам, в данный время работает старшим преподавателем в кафедре информатики и математики факультета журналистики и информационных систем, БГУ имени К.Карасаева. В данное время учится в аспирантуре Кыргызской Академии Образования. Вышли две книги. Участвовала в конкурсе «Чистая вода – источник жизни» и была победительницей. Поэт Кыргызстана Член Евразийской творческой гильдии. Лондон. Член Союза писателей Северной Америки. Член Российской Инициативы Есть любящий муж. Пятеро детей, воспитывает внуков.
Country : Kyrgyzstan
About the author Abdaliyeva Perisat Koshoevna – was born on March 15 in the village of Pogranich (Kazybek village), At-Bashinsky district, Kyrgyz Republic. She began her creative activity at the age of 13. After graduating from a Kyrgyz high school, she entered the Faculty of Physics and Mathematics of the Kyrgyz Women’s Pedagogical Institute named after V.V. Mayakovsky. She began her career in 1993, at the secondary school of N. Usenaliev, as a mathematics teacher. For about 25 years she worked in a secondary school, received an honorary diploma from the Ministry of Education and Science and was awarded the “Excellence in Education” badge. Having devoted twenty-five years to the education of students at school, she returns to creativity. Moves to Bishkek, which is a creative and spiritual center, currently works as a senior lecturer at the Department of Informatics and Mathematics of the Faculty of Journalism and Information Systems, BSU named after K. Karasaev. Currently he is studying at the postgraduate course of the Kyrgyz Academy of Education. Two books have been published. She took part in the competition “Pure water – the source of life” and was the winner. Poet of Kyrgyzstan Member of the Eurasian Creative Guild. London. Member of the Writers’ Union of North America. Member of the Russian Initiative There is a loving husband. Five children, brings up grandchildren.
Отрывок из публицистики “Как должно выглядеть будущее школьное образование?”
Молодым родителям сегодня сложно, потому что они беспокоятся о будущем образовании своих детей. Вопрос школьного образования всегда был сложным, но после 2021 года обострился еще сильнее.
Главное, что интересует родителей — как будет выглядеть школа будущего? Я хочу сказать это как учитель, проработавший много лет, решила поделиться своими мыслями по поводу основных трендов в школьном образовании в 2021 году.
1) Онлайн и офлайн обучения.
В условиях пандемии довольно экстремально жить полноценно офлайн — так же экстремально переходить на полноценный онлайн, потому что в этом случае мы отрываемся от реальной жизни. Так что скорей всего будет совмещение — но как оно будет выглядеть, уже решать каждой конкретной семье.
Конечно, такая система обучения будет обусловлена в том числе и экономическими вопросами. Например, в случае с дистанционным обучением ребенку нужны определенные условия: техника, отдельная комната. Не зря за пандемию рынок недвижимости стал номер 1 в мире. Конечно, после покупки квартиры или дома родители будут думать: зачем мне куда-то везти ребенка, если он может заниматься онлайн. Поэтому совмещение разных видов обучения — всего лишь дело времени.
Как только онлайн-уроки (и онлайн вообще) будет становиться интересней, его “доля” в образовании будет увеличиваться. То есть больше детей будет переходить в онлайн. Поэтому сейчас индустрия ставит себе такой вопрос: “как нам сделать онлайн еще интересней?”.
2) Применение VR и AR
Технологии виртуальной реальности в образовании — это тренд даже не 2021 года; он с нами примерно до 2030-2035 года. К этому времени всё, возможно, придет к тому, что можно будет надеть очки — и оказаться в виртуальном классе с виртуальным учителем в любом конце Земли.
Например, недавно Microsoft представила платформу для взаимодействия людей в дополненной реальности. Платформа позволит пользователям создавать виртуальные аватары, а со временем — использовать фотореалистичные голограммы. Всем ясно, что это начало чего-то очень масштабного. Возможно, того, что однажды учитель из Англии сможет преподавать урок в режиме реального времени в африканской школе.
Уже сейчас в VR очках можно совершать путешествия по звездам на уроках астрономии, посещать зоопарки на уроках биологии — и дальше будет только больше. К тому же, Apple скоро выпустят свои очки с 15 камерами дополненной реальности — а это значит, что мы резко продвинемся направлении AR. Это классическая история: когда на рынок приходит айфон, все “нокии” умирают.
Конечно, здесь есть и “тёмная” сторона. Многие специалисты говорят о зависимости от технологий: о том, как технологии, социальные сети повышают дофамин.
Сейчас многие проводят эксперименты с вниманием детей (например, с помощью искусственного интеллекта смотрят, насколько был ребенок увлечен — анализируют, куда направлены его глаза во время урока и так далее). Это, с одной стороны, помогает прокачать образовательный процесс, но с другой стороны, можно сделать настолько крутой продукт, что на образование также можно будет подсесть. Так что концепция “образование + развлечение” не такая уж невинная — не стоит недооценивать этот момент.
3) Робототехника и программирование
Я верю, что со временем роботы появятся в классах. Но это будет следствием того, что в школах станет больше кодинга.
Как говорил Тим Кук, главный международный язык — язык программирования. И, скорее всего, для того, чтобы взаимодействовать в будущем с миром, недостаточно будет только русского и английского языка: нужно будет знать основы хотя бы одного из языков программирования.
Уже сейчас есть множество школ для детей, в которых обучают кодингу. Возможно, это приведет к тому, что дети смогут научиться управлять, к примеру, медицинскими роботами, программировать их. То есть будущий доктор уже может не делать какие-то операции, но будет в состоянии запрограммировать робота так, чтобы он сделал операцию лучше человека — с меньшим риск-фактором. Классно учиться этому с детства, потому что детям проще и интереснее привыкать к новому.
Несколько лет назад Apple столкнулись с проблемой нехватки программистов. Компания решила эту проблему так: они начали вкладываться в начальные классы школ: покупать оборудование, вводить обучающие программы. То есть чтобы добиться результата в будущем, компания решила вкладываться в детей. Это классный тренд, и в какой-то момент он дойдет до Кыргызстана.
4) Изменение системы оценок
Последние 15 лет в некоторых школах Великобритании и Штатов ученикам стали ставить по две оценки: одну за старание, другую за результат. Школы мыслят так: результатом может быть двойка, и даже ноль — но ученик старался, значит у него есть зона ближайшего развития, где он может добиться лучшего результата. Также бывает наоборот: отличная оценка, но школьник вообще не старался.
В Кыргызстане в одной оценке пытаются уместить вообще всё: и знания школьника, и отношение учителя к ученику. И это неправильно. При этом у нас всем обязательно нужно, чтобы ребенок был отличником — а если он учится на тройки, это катастрофа. И когда такой ребенок (от которого все ждали исключительно пятерок) входит во взрослую жизнь, ему крайне трудно. Потому что в реальной жизни “на отлично” сразу не сделаешь — например, когда бизнес получается не сразу, а через несколько ошибочных ходов. А сделать плохо он — уже взрослый человек — боится. Зарубежная система предполагает поход: “Сделай плохо, а потом сделай лучше”.
По отчетам наших школьников, которые учатся за рубежом, мы видим их двойные оценки и радуемся — часто такая система повышает мотивацию ученика к обучению.
Если кыргызские школы начнут внедрять в систему оценки за старание и результат, это пойдет на пользу вообще всей системе.
Конечно, у нас большинство учреждений государственные, и всё зависит от того, насколько государство подхватит этот тренд.
Также в Кыргызстане система образования построена на том, чтобы дать как можно больше предметов сразу. За рубежом система образования построена на персонализации: предметов меньше, но только те, которые интересны самому ребенку. Многие дети и родители выделяют это как плюс.
5) Коучи и менторы в школах
В кыргызской школе работают психологи. Но сейчас они не соответствуют требованиям. Однако уже сейчас мы видим некий тренд на менторство в школах: это может быть коуч, психолог или ментор внутри школы, который работает с конкретным классом или персонально с каждым ребенком. Такой человек-авторитет, который помогает преодолевать преграды, неудачи, с которым можно поделиться чем-то важным.
На мой взгляд, хорошие менторы, как и психологи, обязательно нужны в школах — как минимум, такие специалисты могут дать детям полезные техники и упражнения для коммуникации, нетворкинга или учебы, о которых дети могут даже не догадываться.
Хочется, конечно, сказать, что сейчас никто не знает, что будет на самом деле. В принципе, я считаю, что традиционную систему образования нужно кардинально модернизировать. Пришло время для этого, и обучение по старой парадигме не принесет успеха будущим поколениям. Для этого нужно перезагрузить систему образования Кыргызстана.
(40 оценок, среднее: 4,60 из 5)