Страна: Россия
Я, Людмила Юрьевна Лапина, родилась в Ленинграде в 1961 году, училась в Институте культуры и на курсах “Литератор” при правительстве Санкт-Петербурга, работала библиотекарем и литературным редактором в Военном инженерном техническом институте (Санкт-Петербург). С 2006 года публикуюсь в газетах, журналах, альманахах, сборниках. Темы творчества: краеведение, петербурговедение, история, приключения, фэнтези. Живу в Санкт-Петербурге. С 2013 года являюсь постоянным автором литературно-художественного и общественно-просветительского журнала “Невский альманах”, где публикуются мои историко-биографические очерки о деятелях русской культуры. В 2020 году с книгами “Каменный щит Отечества” и “Столица Российской империи. Эпохи и стили от готики до неоготики. XVII-XIX века” вступила в Союз писателей Санкт-Петербурга. Оптимистка, считаю, что литература рождается из реальной жизни, дает читателям надежду, радость, утешение, напоминает о культурных ценностях мировой цивилизации.
Country: Russia
Отрывок из эссе “Страницы петербургского текста”
Санкт-Петербург, по историческим меркам – город молодой, существующий всего-то четвертый век. Наш город возник волей Петра I (1672-1725), великого царя, преобразователя российской жизни. С самого основания город строился осмысленно, по плану, начертанному его основателем. Так возник вечный город Рим, так, полутысячелетием позднее, по плану Александра Македонского, была построена Александрия Египетская с легендарной библиотекой. Одним из символов Александрии был якорь. Александрия расположена на 30 меридиане, и этот восточный меридиан оказывается той осью, по которому с юга на север распространяется цивилизация. Культурная ось проходит через Константинополь (древний Византий), Одессу, Киев, Старую Ладогу, Новгород. По этому направлению шло распространение письменности, искусства, накопление культурных ценностей. Санкт-Петербург основан в начале XVIII века, здесь собраны сокровища архитектуры, произведения разных жанров искусств. Вскоре самый северный мегаполис стал культурной столицей России. Началом, сердцем Санкт-Петербурга стала Петропавловская крепость. Существующая до сих пор в центре Санкт-Петербурга крепость заложена 16 (27) мая 1703 года в царствование Петра I. Своею волей он нарек город именем Святого Петра. Ныне эта дата широко отмечается как день рождения нашего города.
По повелению государя закладку цитадели осуществил А. Д. Меншиков. Сам Петр Алексеевич уехал в Лодейное Поле 11 мая 1703 года, где на верфи строили 15 кораблей, и вернулся в Шлотбург 20 мая. Новозаложенную крепость назвали Санкт-Петербурх. Первая русская печатная газета «Ведомости», основанная Петром I, так отразила это событие: «Его царское величество по взятии Шлоберга в одной миле оттуды, ближе к восточному морю, на острове новую и зело угодную крепость построить велел, в ней же есть шесть бастионов, где работали двадцать тысяч, и тое крепость в свое государское имянование, прозванием Петербурхом, обновити указал».
С тех пор в русской культуре дискутируется вопрос: «В честь кого назван Санкт-Петербург: в честь основателя его, царя Петра I, или в честь его святого покровителя апостола Петра?»
Географические координаты места, где 16(27) мая 1703 года по воле самодержца всероссийского Петра I возник наш город, просты: 60 градусов северной широты и 30 градусов восточной долготы. Физические условия места, где строился и развивался Санкт-Петербург, суровы. Шестидесятая широта, параллель — последняя граница территории, где люди могут жить без вреда для своего психоэмоционального здоровья. Люди со слабой психикой здесь не выживают, сходят с ума, а те, кто врастает в обыденную жизнь и культурную ауру нашего города, влюбляются в него навсегда и считают лучшим местом на земле. Санкт-Петербургу досталось тяжелое ментальное наследие: мрачная мифология народов, обитавших на берегах Невы и побережье Финского залива еще до закладки столицы Российской империи. Туонела, загробная страна протофиннов, находится поблизости, так же как и граница Арктики – в северных пригородах Санкт-Петербурга.
В полноводной Неве отражаются сфинксы – скульптуры, созданные в одной из первых на земле империй – Древнем Египте. Так на берегах Невы в новопостроенном городе смешались метафизические представления разных народов. Это характеризует наш город как место, где сталкиваются, перемешиваются и превращаются во что-то совсем новое, опыт и воззрения разных народов. Петербуржцы любят Санкт-Петербург особой любовью, прощая городу темные, неприглядные стороны жизни
С самого своего основания наш город задумывался как идеальный. Мечта Петра I о северном парадизе, о собственном российском Риме явлена на Петровских воротах Петропавловской крепости – сердца Санкт-Петербурга.
Особо надо сказать о Петровских воротах – входе в крепость с востока. В 1718 году в Петропавловской крепости соорудили деревянные триумфальные ворота как повторение установленных в 1704 году в отбитой у шведов Нарвской крепости. Автор проекта обоих триумфальных ворот Доменико Андреа Трезини (ок.1670-1734), через шесть лет заменивший деревянные ворота каменными. В 1716-1718 годах они стали парадным въездом в Петропавловскую крепость и получили пышное оформление – аттик, четыре колонны, композиция из трофеев, барельефы аллегорического содержания. Таков стиль петровского барокко, родивший из сочетания приемов итальянского и североевропейского барокко.
Традиция устанавливать триумфальные арки для въезда победителей (императоров, полководцев) берет начало в Древнем Риме, проходит через все европейское Средневековье и продолжается в новое время. Прижилась она и в российской культуре. Долгое время древний Рим был центром европейской цивилизации, столицей Римской империи, объединившей Европу, Азию, Африку. Говорят, что римские легионы доходили до тех мест, где полутысячелетием позднее возникнет город Ладога (ныне – Старая Ладога), первая столица Древней Руси. Вторым Римом назовут Константинополь. Москва, воспринявшая веру и культурную традицию Византии, стала третьим Римом. Санкт-Петербург, куда переместилась столица Российской империи, продолжает культурную традицию центра мира.
Прообразом российских триумфальных ворот могли служить триумфальные арки, до наших дней стоящие на римской площади Форум Романум. Они воздвигнуты в честь императора Тита, замирившего в 81 году нашей эры восставшую Иудею, и императора Константина Великого, уравнявшего в 313 году Миланским эдиктом христианство с другими религиями Римской империи. Двадцатиметровая арка Тита стоит на высоком пьедестале, свод арки венчают летящие крылатые фигуры. Это аллегорическое изображение победы – виктории по-латыни. Победы над шведами русский царь Петр Алексеевич Романов тоже именует викториями. Образы античности входят в суровую военную жизнь XVIII века, облагораживают ее вечными духовными идеалами.
Первые ворота в центре деревоземляной Петровской куртины устроены в 1703 году. Они сделаны из камня, имели две полуциркульные арки и назывались Верхними. Руководил этой постройкой, как и строительством всей Петропавловской крепости, военный инженер В.А.Кирштенштейн. По указу царя Петра I 1708 года Верхние ворота Петропавловской крепости названы Петровскими. По проекту Доменико Трезини в том же году ворота перестроены как триумфальные. Ворота имеют два яруса. В первом расположен портал, оформленный как романская арка. Портал завершен аттиком, в тимпане которого размещен барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром».
В аллегорической форме здесь повествуется о победах русского оружия над шведами. В Библии написано о волхве Симоне – современник апостолов, принял святое крещение и пользовался у народа Самарии, где жил, большим авторитетом. Он летал на глазах потрясенной толпы, а когда апостол Петр пришел в Самарию, Симон вознамерился купить у него дар возложением рук на человека наделять его Святым духом. Симон-волхв в Библии – основатель всех лжеучений.
Фигура святого Петра с двумя ключами установлена на Петровских воротах и вышита на троне государя, символизируя победоносную Россию. Так проводятся символические аналогии Санкт-Петербурга с Римом – городом Святого Петра.
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)