Страна: Кыргызстан
Бектенова Бубуйра родилась 17 декабря в 1956 году в с. Кум-Арык Жайылского района. В 1974 г. Закончила с отличием среднюю школу. В 1977 г. Закончила Кооперативный техникум по специальности “товароведение” и начала свою трудовую деятельнось с сферы торговли. В 1985 г. Закончила экономический факультет Кыргызского Национального университета по специальности “Экономист” и продолжала работу в качестве директора магазина. Сама она с детства увлекалась литературой, была редактором школьной стенгазаты и будучи ученицей печаталась в газете “Кыргызстан Пионери”. Публикации: альманах «Мозаика» I, II части; «Кыздар ай» ч. I, II. Изданные книги: “Мен сыйынган сезимдер” (“Чувства пред которыми я преклоняюсь”) – 2004г.; “Ай тамга” – 2015г.; “Уядан учкандар” (“Вылетевшие из гнезда”) – 2015г.; “Көчмөндөр изи” (“Следы кочевников”) – 2016г.; “Жанкарач бий доору” (“Эпоха Жангарач бия”) – 2018г.; “Гүлдастан” (“Сага о цветах”) – 2018г.; “Байтик Баатыр” – 2019г. С 2012 года член Национального Союза писателей КР. Член Евразийской Творческой Гильдии (г. Лондон), с 2021 года член Союза Писателей Северной Америки. Участница Литературного Фестиваля “Открытая Евразия 2019” в Брюсселе. Вошла в “Золотую десятку” конкурса “Открытая Евразия 2020” в номинации “Проза”. Вошла в шорт-лист международного конкурса имени Анны Сниткиной-Достоевской. Отличник культуры Кыргызстана. Обладательница почётных грамот и медалей от государства и общественных организаций. Мать двух дочерей и бабушка трёх внуков.
Country: Kyrgyzstan
Отрывок из исторического романа “Приём Байтика императором Александром II”
Как уже говорилось, Байтик батыр внёс большой вклад во вхождение Киргизии в состав России. В результате большого усилия регулярная армия Г.А. Колпаковского повторно осаждает крепость Бишкек и разбивает. Байтик говорит Колпаковскому, что теперь предоставилась возможность взять крепости Мерке и Олуя-Ата. Детально обсудив с Байтиком взятие этих упомянутых крепостей, Колпаковский сообщает об этом М.Г. Черняеву.
В 1864 – году вышедшее из Верного войско Черняева сливается с отрядом Байтика. Через два дня М.Г. Черняев, 3-го мая, у выхода из Кастека встречается с Байтиком Канаевым и обсудив с Байтиком план дейстивий, 16-го мая атакует крепость Мерке, а 4-го июня занимает крепость Олуя-Ата. После взятия крепостей Олуя-Ата и Мерке север Киргизии полностью освобождается от власти Коканда и окончательно оказывается в составе России. Дальновидный Байтик Канаев, умеющий правильно оценивать историческую ситуацию и реальную обстановку, открыто заявил о своей решимости войти в состав Российской Империи.
Генерал М.Г. Черняев оценил заслугу Байтика во взятии крепостей Бишкек, Мерке, Олуя-Ата, и давал высокую оценку таким его высоким качествам, как, воля, правдивость, храбрость. Таким образом, Среднеазиатский Туркестан полностью оказался в составе России. Во вхождении севера Киргизии Байтик проводил большую агитационную работу. Результат оказался плодотворным. Боромбай, Качыбек из рода Бугу, Рыскулбек из рода Саяк, Турдууке из рода Черик примкнули тоже к Байтику и оказались в составе России. В Таласе Нурак, сын батыра Кыдыраалы тоже передал свое желание войти в состав России. Нурак батыр, в свою очередь, сын Аджибека датка. Джантай уулу Шабдан из сарыбагышей завёл дружбу с русскими генералами.
В 1867-м году из кара-кыргызов была составлена делегация в составе семнадцати человек, сюда вошли представители племён Солто, Сарыбагыш, Саяк, Багыш, Кушчу, Саруу, Куттуксейит. С Байтиком вместе поехал также его младший брат Озбек. Они были делегированы к Его Высочество белому царю. В Москве было особо подчеркнуто, что среди делегатов есть те двое, которые сотрудничали с генералом М.Г. Черняевым, который служит в Туркестане. Упоминалось взятие крепости Аулие-Ата.
Делегаты из Киргизии ехали долго и наконец доехали до станции Оренбург. Остановились в богатом русском доме вблизи станции, помылись в бане, поели за длинным столом. Своих коней гости завели в конюшню этого помещения. О приёме гостей было, оказывается, заранее обговорено. Когда доехали до Оренбурга казах Кудайберген, видимо, сильно устав в дороге, обратился к Байтику:
— Оо, нагаш, хотя ты и сам младше меня, но по общественному положению всё же выше, вот мы сейчас оказались в совершенно чужом месте, пожелай нам доброго пути.
Байтик:
— Если начать издалека, то наши предки жили на обширных территориях, начиная с Алтая и Сибири до реки Ак-Жайык, дальше до Касспийского моря, владели всеми этими землями, то наступая, то отступая. А теперь вот, оказывается, веление времени, мы оказались на русской земле, идём на поклон к русскому царю, получить благословение этого белого царя, это тоже хорошо, значит так уготовано судьбой, пожелаем себе доброго пути и благополучного возвращения.
— Аа, бог даст, дальше едем, говорят, поездом.
— Аа, поезд это прицепленные к друг другу сундукоподобные огромные железки?
— Да, оказывается, эти, дяденька.
В этот момент подошел белобрысый татарин-толмач и говорит, предупреждая:
— Готовьтесь, сейчас придёт поезд, надо всем сесть, чтобы никто не оставался.
Между тем, поезд подъехав, остановился рядом. Молодой татарин: «Уважаемые делегаты, вот отсюда садимся», — показал на дверь жестом руки и сам следил пока все сядут. Депутаты приехали в Москву в воскресенье. Здесь, в Москве, в Успенском соборе Кремля должна была состояться Коронация Александра II. От делегации должны были участвовать двое, один самый знатный манап Байтик Канаев от Киргизии, другой казах от многочисленного рода Дуулат, в чине майора Султан Кудайберген. С Байтиком был также его племянник Озбек, сын старшего брата Байтика Бошкоя.
Российская Империя из этих семнадцати человек особо выделяла двоих, которые отличались от других и саном, и особой яркой внешностью, они были и крупнее, и красивее всех остальных других. Головы у них налысо выбриты, на головах тебетей, отороченный мехом горностая, одеты они в чепкен из бархата, на ногах сапоги хромовые, на поясах ремни широкие серебряные, сделаны по заказу у хивинских мастеров, кожевников-ювелиров. Байтику лет сорок, сорок пять, высокорослый, широкоплечий, с орлиным взглядом, с прямым носом, узколицый, большеглазый, на сильных руках, такие же сильные длинные пальцы, голос бархатный, походка размеренная, степенная, держится он с достоинством, как человек, знающего себе цену, словом, безупречной внешности и редкой смелости особый человек. Все делегаты были достойные люди Киргизии. Кудайберген – представитель казахов обращался к Байтику «нагаш-таяке», потому как мать Сыпатай батыра была кыргызка из рода Джаил.
Вот и храм, где будет проходить коронация. Этот храм основан 4-го августа 1326 года. Основателем храма был великий князь Иван I Данилович Калита. Храм построен по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Первый храм построен в 1327-м году. В 1745-м году храм был освящён. Собор построен по канонам русской архитектуры. В 1642-1644 гг. собор был обновлён. Мастера по изготовлению церковного инвентаря приглашались из городов – Владимир, Новгород, Кострома. Они авторы 245 сюжетных композиций, 2066 фигурок. При соборе было 160 дворов, а в 1770 гг. их количество достигло 253 дворов. С южной стороны было двое ворот из меди. Это были ходы для членов царской семьи. С севера был ход для священнослужителей. В западной части проводились торжества, в том числе и коронация и другие всякие празднества. Этот собор был известен ещё тем, что в нем висит самый большой колокол в России, так называемый царь- колокол.
На южной стороне поставлен высокий шатёр, он держится на четырёх звериных фигурах. У зверей уши навостренные, клыки обнаженные, высота фигур 6,5 метров. Это место называется «царское место». Пятиглавый собор разделён на две одинаковые площади. Здесь вся красота вокруг рукотворная. Все изображения соответствуют канонам церкви, здесь изображено всё: растения, птицы, животные. Много картин распятого Иисуса, истекающего кровью, страдающего. Делегацию из Киргизии завели в храм с юга, по «царскому ходу». Храм полон народу, но каждый на своём месте. В первом ряду вооруженные солдаты в белых униформах, по краям тоже расставлены военнослужащие. Дворяне, помещики, офицеры, прибывшие из окраин делегаты, гости из заграницы, все занимают специально отведённые места. Во главе делегатов из каракиргизов особо выделяются двое: Байтик и Кудайберген, оба они мощные, статные, красивые, они именно те, кем можно восхищаться.
«Царское место» довольно просторная площадь, длина чуть больше, чем ширина. Внутри храм исключительно красив, орнаментированные и все другие изображения расписаны золотом. У наших делегатов на лицах неподдельный восторг, огромное удивление, ведь никогда они ничего подобного не видали. Во внутренней части храма стоит шатёр, который называется «царское место».
Увидевший впервые такую чудную красоту, Байтик мысленно тоже построил у себя на родине подобный этому сказочный дворец.
Вооружённая охрана начеку, от нее не ускользнет не малейшее лишнее движение, нельзя иначе, ведь на ней лежит ответственность за жизнь главы целой державы. Состоялась коронация со всем подобающим церковным церемониалом. По окончании коронации Александр II обратил внимание на гостей. Его внимание сразу же привлёк стоящий напротив богатырского телосложения, привлекательный азиат. Это был Байтик. После завершения торжества «белый царь», беря под руку жену, со свитой спустился вниз, покинув «царское место» и остановился перед присутствующим народом. Направился он затем прямо к кыргызам, которые привлекли его внешним видом. Царь подошёл степенно к стоящему в переднем ряду красивому, средних лет мужчине, одетого в необычную красивую народную одежду. Тот, к кому подошёл сам царь, чтобы поздороваться за руку, был предводителем Солто — Байтик Канаев. В составе царской свиты были генерал Ф. Кауфман и М.Г. Черняев. Царь Александр II, не отрывая взгляд от красавца, богатыря-азиата спросил М.Г. Черняева:
Кто это?
М.Г. Черняев:
— Ваше Высочество, это тот человек, который, служит вашей короне, оказывая всяческое содействие в борьбе по защите Российской Империи вместе с нами сражаясь против Кокандского ханства, уничтожая вражеские крепости, зовут его Байтик Канаев.
Царь:
— Оо, слыхал я про него, видный, оказывается, азиат. Тогда сначала поприветствуем его, Байтика Канаева. Белый царь близко подошёл к Байтику, рядом с царём Г. Черняев и Ф. Кауфман. Подошедшего вплотную царя, Байтик поприветствовал поднеся руки к груди, чуть склоняя голову.
— Здравствуйте, уважаемый белый царь наш.
Толмач перевёл.
— Приветствую Вас, уважаемый Байтик Канаев, – царь подал ему правую руку, чуть наклонив голову.
Оба поздоровались за руки. Следивший за ними М.Г. Черняев подошёл к ним:
— Ваше превосходительство, этот человек из Средней Азии, султан Киргизии, Байтик Канаев. Он проявил высокий героизм, сражаясь вместе с Колпаковским, оказал большую услугу русской армии. Теперь он пред Вами собственной персоной. Не только это, но есть другие заслуги, при взятии крепостей Аулие-Ата, Мерке, Чимкент этот султан оказывал неоценимую помощь. Он всячески вспомоществовал присоединению Средней Азии к Империи Вашего Величества, – после этого представления генерал отдал честь Александру II.
Белый царь внимательно выслушал генерала и дал ему приказание:
— Пригласите на завтрашний обед Байтика Канаева тоже. — Господин Канаев, я приглашаю Вас на завтрашний обед, — сказал царь лично и кивнул головой.
Посмотрел на Черняева:
— Только не забудьте, — добавил ещё.
— Ваше высочество, обязательно возьму с собой, — подтвердил генерал Черняев.
Кара-кыргызы, ранее не видавшие русских аристократов, с любопытством провожали взглядом царскую семью, свиту и охрану, но главное, было видно, что все остались довольны происходящим. Черняев снова подошел к Байтику:
— Господин Канаев, по приглашению царя пойдёте Вы с Кудайбергеном. Вам специально пришлют человека, и вы пойдёте на приём в его сопровождении.
Когда удалился царь Колпаковский, Дюгамель, Циммерман, Кауфман снова окружили Байтика, это лишний раз говорило о том, какими же почестями окружен этот легендарный герой наш – Байтик.
(Пока оценок нет)