Анна Гоголева

Страна : Россия

Анна Гоголева родилась и выросла в Якутске, на Севере России. Там же получила начальное образование, училась и в музыкальном училище. Но любовь к литературе оказалась сильнее. Первые рассказы напечатаны в республиканских газетах. С этими публикациями поступила в Литературный институт им.А. М.Горького в Москве. Затем закончила аспирантуру в Институте мировой литературы в столице, защитила кандидатскую диссертацию по литературе Якутии. История, верования, литература народов Севера увели ее в свой загадочный и таинственный мир, полный красоты и могучей силы, несмотря на множество проблем и невзгод, социальных потрясений. Дыхание севера, Природы, жизнь людей, с их историей – одни из тем из ее многочисленных публикаций в центральных и местных изданий, газетах, журналах. А также за рубежом. Автор ряда книг рассказов и повестей, детских театральных сказок, исследований.
Одна из последних книг “Дорога сердца” рассказывает о Кэт Марсден, английской сестре милосердия, которую помнят и почитают в Якутии, благодаря ее самоотверженному и доброму труду, помощи самым несчастным и обездоленным в краю зим и снегов.
Она также подготовил к изданию, сделала художественный перевод всех романов своего отца, народного поэта Якутии Ивана Гоголева.
Так в издательстве “Вече” в Москве скоро увидят свет основные произведения поэта, поэтические и прозаические – сборник стихов и поэм “Путь орлов лежит на Север” и “Черный стерх” – роман – трилогия, одни из лучших произведений Ивана Гоголева, которого считают одним из классиков якутской литературы.
Работает в Якутске, старшим научным сотрудником Литературного музея им.П.Ойунского.

Country : Russia 


 

Отрывок из сборника рассказов “Дух Голубого огня”

Сын Охотника Охоноса

Земля айыы держится на благословении

Иван Гоголев

 «Сынок! Сынок! Колдун Орджонуман при смерти! Берегись!  Он хочет тебе передать свое бремя. Защити себя!»

«Мама! Не уходи!  Мама! Ийэ!» – Уйбан, вскинув руки, с криком проснулся. Он  хотел обнять дорогое существо, но ощутил лишь пустоту, холодную тьму. «Мама!» – простонал Уйбан.  Выцветший от времени платок, деревянная посуда: чороны, кытыйа, что любовно хранила мать, точно печально посмотрели на него ее  глазами.

Родители его покоятся на сельском кладбище, рядом со своими предками. Вот уже несколько лет как мать Уйбана спит непробудным сном  рядом с отцом возле развесистой березы, а сын все зовет ее во сне. Но каждый раз она, грустно качая головой, проходила мимо, причиняя боль. Пока не пришло смирение. Смерть неизбежна, также как и жизнь. Как ни тяжелы утраты,  с ними надо смириться. Если каждому рожденному в этом Срединном мире суждено умереть, то надо пройти предназначенный ему путь достойно, как подобает человеку из рода светлых божеств айыы, чтобы осталась и жила на земле о нем добрая память – так говорили Уйбану родители.  Отца задрал зверь на охоте, а мать сгубила тяжкая болезнь. Она часто рассказывала сыну, каким отважным охотником был его отец – отважный охотник Охонос, который ушел от них в цвете лет. Он смог победить 39 медведей и если бы не преступил запрет, наверно, и сейчас бы жил.

 «Нельзя убивать сорокового медведя», – предупреждали старики. Но разве думаешь об этом, когда на тебя нападает зверь в глухом лесу.  Медведь бросился на напарника, едва не содрал с него скальп. Если бы не меткий выстрел Охоноса, удар его охотничьего ножа, на всю жизнь бедняга мог бы остаться калекой. Он спасся, а вот отец… Медведь успел его смертельно ранить, прежде чем испустил дух, и унес с собой дыхание охотника.

«Мой Охонос не мог поступить иначе, – ответила мать, когда ей сказали об этом. – Он спасал не только напарника, но и свою честь. Он погиб. Но никто не может сказать, что Охонос трус. Он – отважный охотник и умер, как подобает настоящему мужчине, в схватке со зверем. И он его победил».

Люди  похоронили отважного охотника с почестями. Вместе с ним положили его любимое ружье, то самое, что  не побоялось даже сорокового медведя. Хотели положить и нож, что изготовил известный мастер кузнец Кёкес, но те, кто прикасался к нему, чтобы положить рядом с хозяином, чувствовал грозную силу, исходящую от него и решили, что он не хочет брать его с собой.

«Да, кто-то должен защищать дом, – сказала мать, когда люди в страхе сообщили ей об этом. – Это не просто оружье. Это защитник, пусть остается с нами».

 Но она не надолго пережила отца. Перед уходом в иной мир она благословила сына, и он рос крепким, выносливым, не зная болезней. Когда подрос, без страха один начал ходить на охоту и  удача не покидала его. Люди помогали родным Охоноса и после ухода отца, хотя находились недоброжелатели, что сторонились их как сородичей зловещего Орджонумана.

«Старик этот – колдун, а вовсе не шаман. Это раньше он был им,  людей излечивал, укрощал ветер, град и снег. Пропажу находил, заблудившихся в тайге. Но видно с духами  не совладал, гневливым стал злопамятным, теперь и мелкой обиды не спустит. Несдобровать бедолагам, кто осмелится поперек пойти, против воли его. Не простит, духов своих прожорливых напустит, изведет вконец… Да, он другой, не то что наш Охонос».

 Родители Уйбана на расспросы сына о дальнем родиче колдуне Орджонумане отмалчивались, или неохотно отвечали. Но Уйбан знал, что о  нем шла недобрая молва. «Вместо того чтобы бедолагам помогать, начал козни строить против своих же сородичей. Страшно злопамятный, ни одной обиды не забывает. Знает где и когда ударить наверняка, захватить новую жертву Ловушки свои, страшные самострелы наставил. Невеста-то его, видать, и погибла из-за них. На нем ее невинная кровь».

 Сын охотника Охоноса хорошо знал грозную силу  этих самострелов. Иногда в тайге они как хищные звери выступали из-за ветвей косматых деревьев, не укрывшись от зорких глаз охотников. Отец, первым увидев их, замирал.  Взглядом показывал на них сыну. Это страшное оружие шаманов с виду не примечательно. Не сведущий, обычный человек мог даже не заметить его среди густых ветвей. Но тот, кто знал, старался скорее уйти прочь. Их устанавливали злобные шаманы-прожоры  на своих тайных тропах. Беда если случайно заденешь бечевку – смерть неминуема. Но самый опасный самострел – из живых людей. Лук и наконечник стрелы – человек средних лет. Тетива – старуха преклонного возраста, стрела – отрок, спуск – младенец, огорожа – юноша. Причем они  и не догадываются, что силы зла используют их в таком диковинном оружии.

 

 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 3,60 из 5)

Загрузка...